An English, Ukrainian (українською) and Russian (на русском) speaking blog

Translate

Sunday, January 10, 2010

Venice

Италия, конец сентября, в Венеции закончился туристический сезон и прекрасная мягкая осень + 25С.
В аэропорту услышали объявление: к инфо офису приглашали подойти некого сеньора Капучино. Расхохотались. Фамилия показалась забавной.
Мы арендовали машину – малюсенькую (как потом оказалось есть гораздо меньше) итальянскую Lancia и поехали в наш первый отель (всего их было 5) в Венецию.
Отступлю немного: машины в Европе гораздо меньше американских и японских. Я до сих пор поражаюсь размерам европейских моделей - букашечки, но достаточно технологичные внутри. Ход у них мягкий и «едят» они немного. В Америке машины жутко-огромные, кажутся неповоротливыми и парковать такие в Европе негде. У нас появились года 3 назад первые малышки Smart Car, но на highway их не пускают, да и смешно представить их в наших снегах. Я на Тойоте иногда на драйвэй заехать не могу.









Итак Венеция.

Тонущий город, где твердый разум
внезапно становится мокрым глазом,
где сфинксов северных южный брат,
знающий грамоте лев крылатый,
книгу захлопнув, не крикнет "ратуй!",
в плеске зеркал захлебнуться рад.
 
Иосиф Бродский  (1973)
Для меня это один из самых красивых городов мира – если я могла бы выбирать место для Дома – после Парижского центра, это бы был мой второй выбор. Здесь фраза Достоевского «Красота спасет мир» – не кажется пустым звуком. В Венеции эмоции захлестывают через край: хочется то петь, то рыдать, то смеяться от восторга. Не верится, что здесь могут жить простые смертные и купаться в этом великолепии каждый день – работать, растить детей, есть и спать. Стольник (17в) П. Толстой: тут и недоумение, и зависть, и неубедительная попытка превосходства. Петрарка сказал: "другой мир" (mundus alter).
























В Венеции насчитывается более четырёхсот мостов, четыре через Grandcanale, которые объединяют между собой сто восемнадцать островов, на которых расположена Венеция. Кстати, в Венеции построено более ста пятидесяти каналов, самый протяженный из которых, Большой (Grandcanale), имеет длину около 4 километров. Передвижение на так называемых vaporetto – водные автобусы, водные такси (которые значительно дороже) и конечно же гондолы (стоит баснословные деньги – 150, 250 евро). Большинство гондольеров внешне напоминают римлян до христовых времен или античные статуи.
Все постройки на сваях, только под собором Санта Мария делла Салюте миллион свай, привезенных с Балкан. Кривизна - знак Венеции. Многие дворцы, соборы искривлены, перекошены, портит ли это их облик - нет. Делает уникальными -да. Если отойти подальше от площади Сан Марка и Реалто Моста - где толкутся большинство туристов – можно почувствовать настоящую изящную, великолепную, умиротворенную, уютную и знающую себе цену – Венецию. Узкие улочки, тишина каналов, фонтанчики с питьевой водой, статуи, сады, замки на Grand Canal, фрески, неожиданно появляющиеся пиацы и кампо с потрясающими фасадами церквей, а внутри, в самых неожиданных местах, попадаются  работы Тарантино, Тинторетто, Беллини, Бернини, Тициана -вековая история. И полное отсутствие машин.

Тяжелы твои, Венеция, уборы,
В кипарисных рамах зеркала.
Воздух твой граненый.
B спальне тают горы
Голубого дряхлого стекла.
Только в пальцах роза или склянка –
Адриатика зеленая, прости!
      
Осип Мандельштам (1920)








































Отдельный разговор о Piazza San Marco. Однажды Наполеон сказал про эту площадь: “San Marco - самая элегантная гостиная Европы”. Прочитать основное инфо можно в интернете. На ней в 1782 году даже был организован бой быков для наследников российского престола, которые посетили Венецию. Музыка начинает играть часов с 7 вечера в каждом ресторане по очереди. Оркестры "Флориана" и "Кварди" соперничают по обе стороны площади. Приготовитесь заплатить 3 евро. за двух, если желаете поесть сидя (верно для всех туристических ресторанов, баров и кафе).







В Базилику лучше приходить часам к 11 утра. В это время солнце начинает играть на золотого цвета мозаике, украшающей собор изнутри (43 квадр. фитов мозаики, ранняя 11 века). Впечатление-медитативное. Выход души из тела, ощущение Бога. Собор изящный снаружи, как будто соткан из венецианских кружев. Очередь невероятная, но нам и здесь повезло. Кстати, тип для желающих – если у вас сумка или рюкзак – сходите задайте и проходите без очереди.

Лев – символ Венеции.

Скрестим же с левой, вобравшей когти,
правую лапу, согнувши в локте;
жест получим, похожий на
молот в серпе, -- и, как чорт Солохе,
храбро покажем его эпохе,
принявшей образ дурного сна.

Иосиф Бродский (1973)
Лев с крыльями, на фоне синего звёздного неба, держит в лапах книгу мира. Лев с крыльями символизировал евангелиста – Святого Марка. Если лев держит лапу на открытой книге, то он – символ носителя мира. Лев несёт войну, если книга закрыта. Обычно его возводили над морем, что обозначало военную силу Венеции. Когда передние лапы льва располагаются на земле, а задние опущены в воду – это означает господство Венеции на море и на суше.
Помните знаменитых голубей на площади, сейчас их почти нет, кормить запретили. Хотя туристы из бывшего постсоветского пространства этот запрет с удовольствием нарушают. Русская речь звучит в Венеции везде. И я не только о туристах. Мы встречали русскоязычных в самых неожиданных местах – объединяет всех – какая-то неустроенность. Хотя понятно есть и другие, но встретить не пришлось. Много русскоязычных продавцов и официанток. АП через пару дней нашего прибывания, заговаривал сначала на русском, куда бы мы не заходили, ну а если не понимали переходил на англ. Удивительно, что АП всегда принимают за местного, куда бы мы не отправились – Лат Америка, Европа – удивительно, но факт. Кстати, дамы из бывшего союза, так и не научились выглядеть на европейский манер, не говоря уже о выражении лиц. Хотя, что в этом плохого?
Мы жили в 250 метрах от Пиаци San Marco, в одном из Дворцов выходящим на Grand Canal, перестроенном под гостиницу – The Westin Hotel Europa & Regina. Перестроили неплохо – номера оббиты шелком, великолепные копии исторических эстампов Венеции на стенах, прекрасная мебель, в ванной знаменитый итальянский гранит – сочно красно - коричневый с белыми прожилками. Интимная подробность – невероятное количество кранов в ванной – заняло несколько минут чтобы разобраться. Внутри отеля куча коридоров, коридорчиков и тупичков – в номер дойти удавалось с трудом из номера значительно проще – загадка.
Мы попали, совершенно невероятное везение, на частный концерт во дворце 15 века с росписью и работами Tiepolo, Fontebasso and Mingozzi. Пели «Травиату» Верди.
Было около 20 - 25 человек. Мы были участниками действа. Каждое новое действие происходило в новом зале при свечах. В перерывах мы наслаждались тишиной и великолепием Гранд канала. Окна были открыты и к нам пожаловала летучая мышь посреди дуэта Виолетты и отца. Небольшой ажиотаж со стороны первой скрипки и действо продолжалось. Гости расположились в непринужденной обстановке – мы оккупировали диван, пили шампанское и слушали великолепную музыку и голоса. Amazing experience!!!
О ресторанах: обходите стороной все места, где проходят туристические тропы – там прекрасный амбиянс и отвратительнейшая еда. Это касается всех городов Италии. Распознать легко – меню на всех ведущих языках, все болтают на английском, а иногда и на русском. Не «ловитесь» на красивые и вкусные слова, типа паста с трюфелями – стоит баснословные деньги, а приготовлено отвратительно. Ресторан с таким блюдом в меню расположен на площади, где сожгли Джордано Бруно в Риме. Мы попались пару раз как кур во щи, хотя и знали правило – сил не было передвигаться и искать места куда ходят местные. В нетуристических ресторанах– вкус замечательный, подают красиво, обслуживают с удовольствием, но почти не говорят на английском и меню только на итальянском. Популярный напиток Шпитц – смесь вина, воды и ликера (кажется апельсинового). Меня угостили раз Кампари со льдом и свежевыжатым апельсиновом соком. Этот напиток стал моим любимым. Я уже много лет спец по Мартини, особенно Космополитену и Золотому, с удовольствием добавлю новый вкус. Попробуйте!!
Побывали на острове Мурано – остров венецианского стекла. Производство перенесли из Венеции, опасаясь пожаров. Ну что сказать. Ребята, постарайтесь попасть на вторые этажи стекольных лавок. Там музеи - бутики, но, к сожалению, массовому туристу открыт доступ только на первый этаж. Мне невероятно повезло – меня (АП не выдержал роскоши и остался ждать терпеливо на улице) пригласили в 2 самых роскошных магазина на вторые этажи. Уж не знаю, чем я так произвела впечатление на управляющих. В первом я бродила по залам в совершеннейшем одиночестве – управляющая сопровождала меня минут 20 и после содержательнейшей беседы – я влюбилась в одну chandelier - она бала столь любезна, и оставила меня одну. Такую роскошь, красоту, изящество, игры красок и света (там специальная подсветка) можно встретить только в музеях или замках старых аристократов. Сравнить изделия можно только с музыкой Моцарта. Анфилада залов, и как только входишь, включается свет. Люстры, подсвечники, посуда, украшения тончайшей работы. Некоторым вещам сотни лет. Господи – ты не зря создал этот Мир! Во втором, я была не одна, какая-то компания из 3 человек и уморительной собаки (это-то в стеклянном зале), которая моментально начала меня облизывать, пила шампанское и заключала сделку. Здесь для меня прочитали небольшую лекцию – Италия начало всех начал. В Венеции это может показаться правдой. Купить я так ничего и не купила – отсчет можно начинать где-то с 350 евро. Все что дешевле есть и в Канаде, и по более смешным ценам. Кстати люстра, так мне понравившаяся, стоила 12 тыс евро плюс 1 тыс. за доставку. Почти все гостиницы, рестораны, дворцы украшены изделиями Мурано.
В Венеции нет машин, ну совсем (вру одна есть) и дорог для них тоже не предусмотрено. Не знаю, что эта единственная машина там делает, но стоит огороженная столбиками. Подозреваю, что принадлежит французскому миллиардеру Francois Pinaut, хозяину Сотби и дворца Граци. Он покупает сейчас второй замок для своей быстро растущей коллекции современного арта. Раньше на Grand Canal перед его Palazzo стояла скульптура собаки в стиле модерн. Сейчас странная конструкция из стула в стиле кантри охватывающая открытую пачку сигарет. И авто, и скульптура смотрятся несколько эпатажно. Венеция, кстати, практически не перестраивалась на протяжении веков, в отличии от Рима.
Другим великолепным творением в Венеции является розово белый дворец Дожей.

По Золотой лестнице (Scala D'Oro) и лестнице Гигантов, построенных в середине шестнадцатого века, можно пройти прямо в апартаменты дожа и кабинеты правительства. Этот зал расписывал Веронезе и Тициан. Во дворце также располагается «Зал Трёх», в котором раньше заседали верховные инквизиторы и карали “неверных”. Зал «дель Маджор Консильо» – это зал, который уникален тем, что потолок в нём не поддерживается ни одной опорой. До сих пор остаётся загадкой технология строительства такой конструкции без опор. Также в этом зале висят портреты дожей Венеции. Побывали мы и в темницах под дворцом Доджей. Под потолком, проложенным металлическими листами, была самая страшная тюрьма, люди зажаривались, как на раскаленной сковороде.

Картины Витторе Карпаччо.
"Скуола Сан Джорджо дельи Скьявони» неказиста снаружи и скромна внутри. Но нет места более несокрушимого обаяния, которому поддаешься постепенно и уже навсегда. Хорошие стихи С. Шервинского: “Мерцает дерево смиренной позолотой. / Карпаччо по стенам с прилежною заботой / По фризу развернул простой души рассказ...” Золотистая лента девяти картин высотой около полутора метров — по трем стенам небольшого зала размером десять на одиннадцать. Картины разного формата, и повествование, чередующее длинные и короткие эпизоды, создает запоминающееся чувство ритма и мелодии." Петр Вайль

"В мастерской Модильяни всегда висела репродукция “Двух венецианок”, которую Рескин назвал “прекраснейшей картиной в мире”. Художники — как и всё в Венеции — умножаются, словно в отражениях, редко появляясь поодиночке: по трое Беллини и Виварини, четверо Бассано, по двое — Тинторетто, Веронезе, Пальма, Лонги, Тьеполо, Гварди. Художниками стали и два сына Витторе Карпаччо — Пьетро и Бенедетто, чья Мадонна с пляшущими ангелочками выставлена в скуоле Сан Джорджо дельи Скьявони рядом с работами отца. Карпаччо во всем этом обилии не только не теряется, но вырастает со временем, по мере того как все больше ценится его несравненный дар рассказчика, включающего в повествование широкий поток быта. Большерукие Мадонны Джованни Беллини таинственны, но это понятно: они помещались в алтарях с целью заведомо непостижимой. Сейчас лучшая из всех на свете — “Мадонна с деревцами” — искоса глядит на Младенца в зале музея “Академия”. Если вдуматься, это более нелепо, чем фирменный напиток “Харрис–бара” — коктейль “Беллини”: шампанское с персиковым соком три к одному." Венеция диковинным образом совершила прыжок в истории. Здесь еще в XIV веке появилось управление общественной санитарии и гигиены. Рождаемость неизменно была выше, смертность ниже, чем в других местах. Специальное бюро надзирало за тем, чтобы цены на еду не превышали допустимых норм. Отставные служащие, либо их вдовы и сироты, получали пенсию. В Венеции было больше, чем где–либо, миллионеров, но можно говорить и о реально существовавшем уже в XV веке среднем классе. Пять столетий не менялась конституция. Город всегда тщательно берег себя, и в двух мировых войнах здесь погибли двести человек — утонули, когда отключалось электричество. У Венеции был дар развивать чужие дарования — тут расцветали иммигрантские таланты, подобно тому, как становятся Нобелевскими лауреатами англичане и японцы из американских лабораторий, олимпийскими чемпионами — африканцы из американских университетов. Умение все обратить себе на пользу, в зависимости от точки зрения, вызывает восхищение или ненависть. Во всех случаях — зависть, страх, почтение. Из Венеции передается — через Амстердам XVII столетия — эстафета в Штаты столетия двадцатого. Собственно, Венеция, во многом и была Америкой Ренессанса." Петр Вайль

2 comments:

  1. Прочитала ,получила удовольствие. Легкии слог, органично, остается послевкусие. Прелестная проза. Anna

    ReplyDelete