An English, Ukrainian (українською) and Russian (на русском) speaking blog

Translate

Saturday, January 26, 2013

Записки иммигранта, ч.3. Мужской Шовинизм.

Хочешь быть счастливым - будь им. На мой взгляд, то же относится и к свободе. И потому, меня вопрос феминизма никогда не интересовал по-настоящему. К тому же, я обожаю, когда за мной ухаживают, и не вижу в этом никаких посягательств на мою свободу. Цветы гораздо приятнее получать от.., а не покупать самой. Мне нравится, когда прикладываются к моей руке, подают мне куртку или спешат открыть передо мной дверь. 

Экскурс в историю
В бывшем союзе, вопрос о свободе женщин сняли в 17 году. Союзный женский пол мог выбирать себе специальность (конечно выбор был ограничен советскими реалиями, но все же ..). В Канаде и Штатах женщины до 60-х имели выбор между медсестрой, учительницей и домохозяйкой. Hе стоит забывать еще и о секретарях машинистках. Выбор, прямо-таки замечу, мизерный. В 70-х ситуация изменилась. Зарплаты мужа не стало хватать и женщины, постепенно, стали из домохозяек превращаться в машины для зарабатывания денег. Мы не подменили мужчин, но соединились в один ком, не только в семье, но и помимо таковой. Мужчинам пришлось потесниться и далеко не многим это пришлось по душе. Новые веяния добрались и до других более мелких, но важных для наших «самцов» правил. До 80-x женщины не могли посещать пабы в Северной Америке (не знаю о южной). До сих пор, при покупке дома, желательно, чтобы мужчина подписывал документы. Когда мы переехали в Монреаль, и я искала квартиру (АП был занят на работе), со мной отказывались не только подписывать документы, но и показывать квартиру. Первый раз я подумала, что нарвалась на не совсем адекватного хозяина, но после нескольких подобных разговоров, подумалось, что хоть что-то революция 17 сделала положительного. А вот совсем ужасающий факт — следствие гендерных изменений. В 1989 году один из студентов Политехнического института Монреаля расстрелял студенток с инженерного факультета. Объяснил он сей факт борьбой с феминизмом. После столь трагического демарша он покончил с собой.
Если учитывать, что мужчины правили миром около 200 тысяч лет (несколько сомнительное утверждение с точки зрения семьи, там в основном правила как раз «пресловутая домохозяйка», женщина только в 80-х стала массово выходить на профессиональный рынок (инженеры, ученые, финансисты, руководители или хозяева компаний) то понятно, (я пишу только о Сев. Америке), что на каждом шагу, большинство из нас, по моим наблюдениям, (надеюсь, что не обобщаю) сталкивается с мужским шовинизмом.

Сегодня

Я уже больше 20 лет работаю инженером - механиком. На территории бывшего СССР, эта специальность котируется совсем низко. А здесь -наоборот — мы нарасхват. В Северной Америке и Западной Европе инженеры механики - традиционно мужская профессия и соответственно, я - единственная дама в мужском коллективе. Мне попадались представительницы «слабого пола» в электрических или процесс группах, то у механиков - ни разу. Хотя я слышала, что постепенно дамы появляются и в этой области.

Начало рабочего процесса везде одинаково. Интервью я опущу: в консалтинговую компанию, если ты профессионально-слабый, не попасть. Там важно умение быстро, экономно и профессионально работать. Тут не до пола, внешности или возраста (о возрасте стоит поговорить отдельно и не в этом тексте). У меня в наличии «baby face” и возраст определить ну очень нелегко. Еще летом, мне не дали мартини в баре, потому что у меня не было документа, удостоверяющего мой возраст. Кажется шуткой. Ха-ха! Мой начальник обычно представляет меня приблизительно так: это наш новый инженер, она выглядит молодо, но у нее уже около 20 лет стажа. Шок(!), представьте, если бы так представляли профессионала противоположного пола. Но это только малюсенькие занозинки.
А теперь представьте картинку: голубоглазая блондинка пышных форм (видели- знаете) появляется в сугубо мужском коллективе, где возраст варьируется от 23 до 70. Как водится, с улыбкой во весь рот (американский вариант). Но помните это Америка (!) и американцы, если они не иммигранты в первом поколении, напуганы до ужаса американками, которые готовы подать в суд, за такую малость, как «ухаживание» в виде распахивание двери. Но веками проявляющееся павианство не изжить за какие-то 30-40 лет. Да и любопытство наших «тестостерончиков» берет: мало того, что дама, да еще то ли русская (иммигранты, прибывшие из бывшего союза, для всего мира — русские), а может быть немка, а то и шведка...Все (почти все) пытаются взять надо мной «шефство». Я получаю комплименты, всевозможные милые «восхищения» (я не против и комплиментов и «восхищений»), но с работой ни те ни другие, на первых порах, никак не связаны. В одной из компаний меня величал один дизайнер “bloody Russian”, это что-то похожее на *эта чертова русская* (работала я гораздо быстрее и решала все задачи самостоятельно), на другой *снежная королева* (приходилось держать дистанцию) или *Hollywood star* (а это уж выдумка контракторов). Хотя с тем, который меня называл “bloody Russian”, мы позже подружились и от души хохотали над его досадой. Но это все позже, позже. А еще на одной, довольно сильный инженер из Ямайки (я об этой стране писала, довольно странная страна, читайте в блоге) заметил, что у меня возможно, не все в порядке с психикой. По его мнению, с моей внешностью, я могла идти в модели, найти богатого мужа и вообще не работать… На мое «а мне моя работа очень нравится», он сделал жест, который похож на «вращение указательного пальца у виска». Вы сами знаете что это обозначает. Правда, этот разговор происходил уже тогда, когда мы уже профессионально подружились и относились друг другу с достаточно приличным уровнем пиетета, он не боялся попасть в HR. Мы с ним подружились благодаря нашей общей любви к опере и живописи. Но и этот не удержался.

"Удачники" или друзья, «Слабаки», «Улыбающиеся бульдоги», «Целлюлитные мозги». Мои коллеги мужского пола делятся на несколько категорий по отношению к профессиональным дамам, и в частности, ко мне. Я обобщаю, конечно, но похожий сценарий разыгрывался во всех компаниях, в которых я служила, и со всеми женщинами — профессионалами, которых я знала и обсуждала тему мужского шовинизма: докторами, инженерами, адвокатами, финансистами или политиками. Итак"Удачники". 
Эти относятся толерантно, точно так, как к своим коллегам мужского пола. Т.е. ценят прежде всего знание дела и рабочую этику. Я копнула глубже, и обнаружила, что у них либо матери воспитали чувство уважения к женщине, либо жены-профессионалки, либо дочери подрастают умницами и выживают в мужском мире. Или же они просто вот такие сильные, без комплексов, мозговитые, уверенные в себе.
На другом полюсе - закомплексованные «Слабаки»которые терпеть не могут дам вообще, и таких как я, в частности. Но эти в профессионалах редки. У них были или тяжелые отношения с матерями и сестрами, или сложные разводы.

Между этими двумя есть «Целлюлитные мозги»которые относятся к дамам снисходительно-покровительственно. Эти особи профессионально слабы, зато занимают или занимали руководящие посты. «Целлюлитные мозги» никак не могут понять: ну почему нас не устраивает роль домохозяек или секретарш? О чем они периодически, ненавязчиво спрашивают. Причем, чем «круче» ты работаешь, тем недоуменные бровки взлетают все выше и выше. Такое впечатление, что, перескочив раннюю лысину, они скоро перекочуют на затылок. Но, если они чего-то не знают или сомневаются, то они предпочитают спросить у меня, а не у своего коллеги-мужчины.

Есть еще особи -«Улыбающиеся бульдоги»которые по бульдожьи доброжелательны до тех пор, пока видят только блондинку, которая только, как говорят: smile and wave. Эти, готовыми тебя растерзать в любую минуту, если понимают, что ты их серьезный опонент и можешь достигнуть большего, чем они. Эти особенно опасны — чистоплотностью они не «страдают», метят в начальники, играют в политику и мешают работать.

Как правило, платят нам меньше и потому что пол не тот, да еще и иммигрант. Но опять-таки, если бос-Человек, зарплату обычно повышают через 3-4 месяца или год, а иногда и сразу платят, как положено. А если ценят, то и послабления всякие дают. Например в отпуск отпускают, когда и насколько попросишь.

В общем то, для того чтобы тебя приняли как равную, необходимо быть лучшей. Иметь ответы на любые вопросы, что в нашей специальности довольно сложно. Каждый новый проект требует новых знаний. Сегодня я могу придумывать новую машину или усовершенствовать старую, завтра- проектировать новый цех для производства рома, а послезавтра - строить электростанцию или линию по производству стирального порошка. Ошибки - исключаются, а если вдруг случится ошибка, тут же реакция: ну, а чего же можно ожидать: женщина! Хотя мужская часть может делать ошибки без проблем. Реакция совсем другая: все мы люди и все ошибаемся.

Вывод: не всем в Америке жить легко, зато всегда весело и до ужаса интересно (особенно побеждать).

 
А вот несколько цитат из классики:
Оскар Уайльд, называя женщин “декоративным полом”. Мужчины мыслят. Женщинам только мыслится, что они мыслят.
Оскар Уайльд
Ненависть Оскара можно объяснить и причинами несколько иного характера.

“Там, где глупость божественна, ум ничего”, - напевал и Александр Вертинский.

Женщине не нужно много ума — так, нам довольно, если попугай отчетливо произнесет хотя бы несколько слов. Джонатан Свифт (был известным мизантропом).

Кто знает женщин, жалеет мужчин; но тот, кто знает мужчин, готов извинить женщин.
Альбер Турнье
Все рассуждения мужчин не стоят одного чувства женщины.
Вольтер

9 comments:

  1. This comment has been removed by the author.

    ReplyDelete
  2. Ритуся, почему ты озадачилась дисбалансом инь-янь?
    первый комент удалила, т.к. пропустила слово.

    ReplyDelete
  3. Да вот баланса и гармонии хочется, а мир то до сих пор мужской. Хотя по статистике нас барышень больше. Интересно досмотреть эту проблему до конца. А что случится, если все таки мир станет женско=мужским? Что изменится?

    ReplyDelete
  4. Женщин больше не везде, в Новой Зеландии - наоборот, первое что на ум пришло. Умные говорят, что если женщина живет не так, как положено женщине, она становится мужчиной (яня у женщин больше, чем надо для гармоничного самоощущения). Статистика- статистикой, а дисбаланс- дисбалансом.

    ReplyDelete
    Replies
    1. сквозь слезы смех, посмотрела в википедии соотношение М/Ж- в пользу мужчин в НЗ только в возрастной группе до 15 лет

      Delete
  5. Sh:Прочитал с большим интересом, очень понравилось. чудесный слог!
    Но , как всегда. " баба Яга!" против:
    1. очень жаль, что смазан эпилог.
    2. хотелось бы ометить, не обращая внимания на грамматические ошибки, ошибки исторические - разве не было матриархата и амазонок?
    3.кассаясь гендерной политики, замечу как экс-начальник : и в СССР было разное отношение к мужчинам и женщинам, работающим по одному профилю. это кассалось. в т.ч. и продвижения по службе! Безумно рад, что Вас это не коснулось, т.к. Вы, милая Марго, этого не заметили!
    Самое главное: ПИШИТЕ ЕЩЕ - ОЧЕНЬ ПРОШУ!!!

    ReplyDelete
  6. Матриархат, ну мартриархат, насколько я знаю только гипотиза, а амазонки только красивый миф. Хотя возможно, какая то база под этим красивым и жестоким мифом есть.

    ReplyDelete
  7. Прекрасный пост! Благодарю. Всё это пережила сама, обладала этими же двумя "большими " недостатками на работе: женщина и из иностранок. Только вместо" белокурости" имела скверный характер: когда несправедливость зашкаливала, ругалась, "отводила душу".

    ReplyDelete
  8. Спасибо, очень хорошо написано. Европейский мужской шовинизм немного иной внешне, но качество примерно такое же. Улыбающихся бульдогов, кажется, меньше. Зато больше откровенных волков, воспринимающих даму-коллегу как открытый вызов их , волчьей, субстанции. Некоторые из них, обладающие мозгами, с течением времени «исправляются», особенно если им это почему-либо выгодно (мой шеф �� ) Но если мозгов мало - беда. Не помогает ничего. Меня всегда интересовал, правда, вопрос женской спонтанной (профессиональной) солидарности... Она, действительно, бывает - но редко. Коллегиальная женская враждебность встречается по моим наблюдениям чаще.

    ReplyDelete