An English, Ukrainian (українською) and Russian (на русском) speaking blog

Translate

Wednesday, April 2, 2014

"Поэт умирает потому что дышать ему больше нечем" БЛОК


 


Мне кажется, что личность Блока в чем-то уступает его поэзии. Жил в конце эпохи русского литературного возрождения. Был полубогом для курсисток. Потом война, революция, а у Блока все невнятно, неопределённо, уклончиво, шёпотом. Символичен брак с Любовь Дмитриевной. Хотя как можно отделить личность и поэзию. Но тем не менее. Он безусловно красив, статен. При своей внешней мужественности кажется женственным. Андрогин. Родился в профессорско - преподавательской семье, женат на дочке Дмитрия Менделеева. Дворянин с немецкими корнями. У него невероятно талантливая мама. Он рос маминым и бабушкиным сыном. Дружил с Соловьевым и Белым. Позже с Ивановым и членами его группы. Во время войны руководил строительством укреплений, с началом революции дезертировал. Принял революцию и работал в следственной комиссии временного правительства. Ужаснулся октябрьскому перевороту. Попал даже в ЧК, но на сутки. Символический Брак с ЛД, и совсем не символические походы в дома терпимости и секту хлыстов. Две несостоявшиеся дуэли с Белым из-за ЛД. Жёлтый цвет Блока. У Блока 300 стихов начинаются с Я и 250 с ТЫ.

Унижение
В чёрных сучьях дерев обнажённых
Жёлтый зимний закат за окном.
(К эшафоту на казнь осуждённых
Поведут на закате таком).

Красный штоф полинялых диванов,
Пропылённые кисти портьер…
В этой комнате, в звоне стаканов,
Купчик, шулер, студент, офицер…

Этих голых рисунков журнала
Не людская касалась рука…
И рука подлеца нажимала
Эту грязную кнопку звонка…

Чу! По мягким коврам прозвенели
Шпоры, смех, заглушённый дверьми…
Разве дом этот — дом в самом деле?
Разве так суждено меж людьми?

Разве рад я сегодняшней встрече?
Что ты ликом бела, словно плат?
Что в твои обнажённые плечи
Бьёт огромный холодный закат?

Только губы с запёкшейся кровью
На иконе твоей золотой
(Разве это мы звали любовью?)
Преломились безумной чертой…

В жёлтом, зимнем, огромном закате
Утонула (так пышно!) кровать…
Ещё тесно дышать от объятий,
Но ты свищешь опять и опять…

Он не весел — твой свист замогильный.
Чу! опять — бормотание шпор…
Словно змей, тяжкий, сытый и пыльный,
Шлейф твой с кресел ползёт на ковер…

Ты смела́! Так ещё будь бесстрашней!
Я — не муж, не жених твой, не друг!
Так вонзай же, мой ангел вчерашний,
В сердце — острый французский каблук!



Перед судом

Что же ты потупилась в смущеньи?
Погляди, как прежде, на меня,
Вот какой ты стала - в униженьи,
В резком, неподкупном свете дня!
 
Я и сам ведь не такой - не прежний,
Недоступный, гордый, чистый, злой.
Я смотрю добрей и безнадежней
На простой и скучный путь земной.
 
Я не только не имею права,
Я тебя не в силах упрекнуть
За мучительный твой, за лукавый,
Многим женщинам сужденный путь...

Но ведь я немного по-другому,
Чем иные, знаю жизнь твою,
Более, чем судьям, мне знакомо,
Как ты очутилась на краю.

Вместе ведь по краю, было время,
Нас водила пагубная страсть,
Мы хотели вместе сбросить бремя
И лететь, чтобы потом упасть.

Ты всегда мечтала, что, сгорая,
Догорим мы вместе - ты и я,
Что дано, в объятьях умирая,
Увидать блаженные края...

Что же делать, если обманула
Та мечта, как всякая мечта,
И что жизнь безжалостно стегнула
Грубою веревкою кнута?

Не до нас ей, жизни торопливой,
И мечта права, что нам лгала.-
Все-таки, когда-нибудь счастливой
Разве ты со мною не была?

Эта прядь - такая золотая
Разве не от старого огня?-
Страстная, безбожная, пустая,
Незабвенная, прости меня!
 
11 октября 1915

4 женщины, 4 любви. 

Ксения Садовская, Блоку 17 лет.

 

Прекрасная Дама: ЛД


















Наталия Николаевна Волохова. Актриса с «крылатыми глазами» и холодным сердцем.


Любовь Андреева-Дельмас

 

«Предчувствую тебя…»
И тяжкий сон житейского сознанья
Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,
И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

* * *Грешить бесстыдно, непробудно,
Счет потерять ночам и дням,
И, с головой от хмеля трудной,
Пройти сторонкой в божий храм.

Три раза поклониться долу,
Семь — осенить себя крестом,
Тайком к заплеванному полу
Горячим прикоснуться лбом.

Кладя в тарелку грошик медный,
Три, да еще семь раз подряд
Поцеловать столетний, бедный
И зацелованный оклад.

А воротясь домой, обмерить
На тот же грош кого-нибудь,
И пса голодного от двери,
Икнув, ногою отпихнуть.

И под лампадой у иконы
Пить чай, отщелкивая счет,
Потом переслюнить купоны,
Пузатый отворив комод,

И на перины пуховые
В тяжелом завалиться сне...
Да, и такой, моя Россия,
Ты всех краев дороже мне.
                      
26 августа 1914

Фото из http://www.mif-ua.com/archive/article/35063

1 comment: