An English, Ukrainian (українською) and Russian (на русском) speaking blog

Translate

Monday, October 5, 2020

Книжные сны. Рассказ.

Есть у меня в доме зеленая комната, там живут и перешептываются книги. Они многоязычны, но как-то умудряются понимать друг друга. Днем, те которые постарше - спят, другие - дремлют, третьи, те которые помоложе, активно пытаются напомнить о себе выразительными корешками и броскими названиями. Они притоптывают, приплясывают, норовят хлопнуться на пол, создать побольше шума. Они хотят, чтобы выбрали их, чтобы теплые человеческие пальцы прикасались к их страницам, они хотят, чтобы ими гордились, восхищались, так, как восхищаются стариками. Они полны молодого задора и здорового гонора, они не понимают, почему хозяева зеленой комнаты, так часто выбирают замусоленных, сто раз прочитанных стариков.А старики... Ну что же, старики как старики, одни недовольно ворчат, когда их отрываешь от сна и начинаешь шуршать страницами, но постепенно просыпаясь, и наблюдая, с какой завистью посматривают на них молодые, взбадриваются, стараются прикрыть потертости на обложках, и гордятся желтизной страниц и репродукциями, стыдливо прикрытыми старым пергаментом. Они осознают свою значимость, они помнят еще прапрабабушек и прадедушек этой семьи, помнят молоденькими девочками и мальчиками. Но сейчас молодежь снимает их с полки гораздо реже, чем те, которых уже нет. Старики с неудовольствием чувствуют другой ритм жизни, более насыщенный событиями и глупыми, вечно тревожными новостями. Во всех комнатах светятся разноцветные экраны каких-то новых машин, которые приковывают ежедневно своим ярким сверканием людей, которые еще так недавно, так часто нарушали покой стариков.

А когда-то были свечи, а не эти ужасные яркие горящие шары, были горячие обсуждения, веселые посиделки, когда их, еще таких молодых, передавали из рук в руки, как самый драгоценный подарок. Они помнят, как по ним учились поколения этой семьи, они помнят путешествия в чемоданах, дорожных сумках, карманах плащей и пальто. Они помнят, как с ними бродили по Европе, периодически открывая, и сравнивая маршруты, летали в Америку, когда-то дикую, наполненную молодой агрессией. Там у стариков появились друзья, такие же авантюрные, как и сама страна. И звали их как-то необычно, более жестко. Иногда они попадали на полки в дома, в которых служили украшением, где их выставляли и подбирали по цвету интерьера. О, как они мечтали попасть обратно в комнату, где их возьмут теплые человеческие руки, и начнут шуршать страницами, на которых уже застыли чьи-то слезы и затерялся чей-то смех, восхищение, удивление, восторг!

Они помнят, как в лихие времена, они дрожали от ужаса, перед открытым зевом печки, в котором постепенно пропадали их старинные товарищи. Но не все, не все.

Они помнят, как некоторых из них прятали, задвигали в темные уголки полок и тумбочек и давали читать только ближайшим друзьям. Они помнят какие сильные эмоции восторга, ненависти, страха, ужаса, недоумения их страницы вызывали у читателей.

На некоторых полках важно застыли вечные книги. Они поглядывают с высока на своих соседей. Они одни из первых появились в мире. Они заставляли любить и ненавидеть, бояться и совершать подвиги. Им верят, они стоят во главе армий, стран. Со словами из этих книг люди рождаются, живут, умирают, убивают тех, кто не верит в их слово. А на полке эти вечные книги стоят лицом к лицу и с улыбкой посматривают на глуповатое человечество, позволяющее управлять собой с помощью СЛОВА. О!, они знают: так было, так есть и так будет.

А другие, ну что же, другие книги периодически, в разные времена были героями на мгновение. Что для книги 100 лет? Правда в зеленой комнате, мгновенных героев не любят. Здесь свои победители и побежденные.

3 comments:

  1. Привет, Риточка! Замечательный рассказ о книгах, которые, к сожалению, современная молодёжь почти не читает, предпочитая смартфоны и ТВ.

    ReplyDelete
  2. Дорогая Рита!

    Ваша миниатюра написана мастерски, очень чисто, складно и вполне в соответствии с замыслом. «Книжные сны» - это могут быть Ваши сны, навеянные прочитанными книгами, «сны о книгах» и «сны самих книг». Очевидно, это последний из названных вариантов. Рассказ весьма изобретательный и занимательный, однако, немного тривиальный. Есть немало попыток анимировать неодушевленные предметы, мне, например, приходилось читать подобный разговор тарелок и другой посуды, стоящей на кухонной полке, и даже белья, которое сушится на веревке, и как бы рвется улететь в небеса (его написала одна оттавчанка).

    Я рад, что Вы явно растете. Режим самоизоляции способствует творчеству.

    Я хочу напомнить, как Пушкин, находясь в Болдине во время холеры подбадривал своего приятеля Плетнева (может быть, Вы это знаете): «Письмо твое от 19-го [июля] крепко меня опечалило. Опять хандришь. Эй, смотри: хандра хуже холеры, одна убивает только тело, другая убивает душу. Дельвиг умер, Молчанов умер; погоди, умрет и Жуковский, умрем и мы. Но жизнь все еще богата; мы встретим еще новых знакомцев, новые созреют нам друзья, дочь у тебя будет расти, вырастет невестой, мы будем старые хрычи, жены наши — старые хрычовки, а детки будут славные, молодые, веселые ребята; а мальчики станут повесничать, а девчонки сентиментальничать; а нам то и любо. Вздор, душа моя; не хандри — холера на днях пройдет, были бы мы живы, будем когда-нибудь и веселы».

    ти слова. Карантин скоро пройдет, мальчики будут «повесничать», а девочки «сентиментальничать» (в наши дни у тех и других появятся иные занятия), но мы должны оставаться «живы и веселы».

    Замечательно написал об этом Давид Самойлов:

    БОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ

    Везде холера, всюду карантины,

    И отпущенья вскорости не жди.

    А перед ним пространные картины

    И в скудных окнах долгие дожди.

    Но почему-то сны его воздушны,

    И словно в детстве - бормотанье, вздор.

    И почему-то рифмы простодушны,

    И мысль ему любая не в укор.



    Какая мудрость в каждом сочлененье

    Согласной с гласной! Есть ли в том корысть!

    И кто придумал это сочиненье!

    Какая это радость - перья грызть!



    Быть, хоть ненадолго, с собой в согласье

    И поражаться своему уму!

    Кому б прочесть - Анисье иль Настасье?

    Ей-богу, Пушкин, все равно кому!



    И за полночь пиши, и спи за полдень,

    И будь счастлив, и бормочи во сне!

    Благодаренье богу - ты свободен -

    В России, в Болдине, в карантинѐ...

    По- моему, прекрасные строки.

    Желаю Вам всяческих удач, пишите, карантин – самое подходящее для этого время.

    И будьте здоровы, берегите себя и близких. А.Б.

    ReplyDelete
  3. Thank you. Beautifull!Благодарю, сударыня-солнышко

    ReplyDelete