An English, Ukrainian (українською) and Russian (на русском) speaking blog

Translate

Tuesday, August 30, 2011

Николай Гумилев

Человек удивительной судьбы. Наверное фраза: "Что наша жизнь. Игра!" характеризует его полностью. Хотя глупо пытаться запихнуть неординарного человека в обычные рамки, что кстати многие и пытались сделать. Он сам говорил: " Я родился поэтом, а не стал им, как другие. Мои самые далекие детские воспоминания уже свидетельствуют об этом. Мое мироощущение всегда было поэтическим. Я был действительно колдовской ребенок, словом останавливавший дождь…"
 ПОЭТ 
Писать о нем как о поэте менее интереснее, чем о Гумилеве - личности. Он пытался обучить поэтическому ремеслу, что вообще кажется сомнительным или скорее невозможным. Брюсов писал, что поэзия - ремесло не хуже всякого другого. Можно обучить рифмоплетству, но это уже будет не поэзия. Кстати интересно, что такую же попытку, предпринял Леонардо даВинчи, только в области живописи. Поэзия Гумилева (если пользоваться техническим языком) скорее двухмерна, в большинстве без подстрочника, без зазеркалья. 
Дуэлянт, морфинист. Неудавшийся дважды муж неудавшихся жен.
Позер. Человек сопереживающий и бесконечно добрый (чего и стеснялся). Монархист, нежелавший замечать революции и убитый ею. Экстравертивный поэт. Честертон о Гумилеве: "Русские обладают всеми возможными человеческими талантами, кроме здравого смысла."

«Откуда я пришел, не знаю…
Не знаю я, куда уйду,
Когда победно отблистаю
В моем сверкающем саду…»

"На берегах Невы" Ирина Одоевцева
"Некрасив, практически уродлив и в этом противоречии прекрасный уродец (косоглаз, узкоплечь, нескладен, бледен) . Желание быть всегда в центре внимания, выделится из толпы гимназистов, позже из группы своих собратьев поэтов, любыми путями. Заядлый спорщик. Слаб здоровьем, при этом обманом попавший на фронт (не хотели брать из за болезненности) и получивший два Георгия! Франт, даже в годы нищенские. Сладкоежка, да и вообще любитель вкусненького. Любитель прекрасного пола. Всегда находился в состоянии влюбленности. А как по другому создавать стихи? Постоянно на стыке эмоций, чувств, любвей, страстей. (несколько раз пытался покончить жизнь самоубийством и все из за неудачной(мнимо) любви. Заядлый путешественник и охотник."

Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав…
Ты плачешь? Послушай... далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф. 

"Я с детских лет был болезненно самолюбив. Я мучился и злился, когда брат перегонял меня в беге или лучше меня лазил по деревьям. Я хотел все делать лучше других, всегда быть первым. Мне это, при моей слабости, было нелегко. И все-таки я ухитрялся забираться на самую верхушку ели, на что ни брат, ни дворовые мальчишки не решались. Я был очень смелый. Смелость заменяла мне силу и ловкость. Но учился я скверно. Я почему-то «не помещал своего самолюбия в ученье». Я даже удивляюсь, как мне удалось окончить гимназию. Я ничего не смыслю в математике, да и писать грамотно не мог научиться. И горжусь этим. Своими недостатками следует гордиться. Это их превращает в достоинства."

Анна Ахматова
СЕВЕРНЫЕ ЭЛЛЕГИИ
ТРЕТЬЯ
В том доме было очень страшно жить,
И ни камина жар патриархальный,
Ни колыбелька нашего ребенка,
Ни то, что оба молоды мы были
И замыслов полны и что удача
От нашего порога ни на шаг
За все семь лет не смела отойти, -
Не уменьшали это чувство страха.
И я над ним смеяться научилась
И оставляла капельку вина
И крошку хлеба для того, кто ночью
Собакою царапался у двери
Иль в низкое заглядывал окошко,
В то время как мы заполночь старались
Не видеть, что твориться в зазеркалье,
Под чьими тяжеленными шагами
Стонали темной лестницы ступеньки,
Как о пощаде жалостно моля.
И говорил ты, странно улыбаясь:
"Кого они по лестнице несут?"

Теперь ты там, где знают все, - скажи:
Что в этом доме жило, кроме нас?
1921
Царское Село


Анна Ахматова

МУЗЕ
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
И отняла золотое кольцо,
Первый весенний подарок.

Муза! ты видишь, как счастливы все —
Девушки, женщины, вдовы...
Лучше погибну на колесе,
Только не эти оковы.

Знаю: гадая, и мне обрывать
Нежный цветок маргаритку.
Должен на этой земле испытать
Каждый любовную пытку.

Жгу до зари на окошке свечу
И ни о ком не тоскую,
Но не хочу, не хочу, не хочу
Знать, как целуют другую.

Завтра мне скажут, смеясь, зеркала:
«Взор твой не ясен, не ярок...»
Тихо отвечу: «Она отняла
Божий подарок».
1911

Он любил три вещи на свете:
За вечерней пенье, белых павлинов
И стертые карты Америки.
Не любил, когда плачут дети,
Не любил чая с малиной
И женской истерики.
...А я была его женой.
9 ноября 1910
Киев

Георгий Иванов, муж Ирины Одоевцевой и друг Гумилева, пересказывает слова работника ГПУ Сергея Боброва:
Да... Этот ваш Гумилев... Нам, большевикам, это смешно. Но, знаете, шикарно умер. Я слышал из первых рук (от чекистов, членов расстрельной команды): улыбался, докурил папиросу... Фанфаронство, конечно. Но даже на ребят из особого отдела произвел впечатление. Пустое молодечество, но все-таки крепкий тип. Мало кто так умирает.

***
Из логова змиева,
Из города Киева,
Я взял не жену, а колдунью.
А думал - забавницу,
Гадал - своенравницу,
Веселую птицу-певунью.

Покликаешь - морщится,
Обнимешь - топорщится,
А выйдет луна - затомится,
И смотрит, и стонет,
Как будто хоронит
Кого-то,- и хочет топиться.

Твержу ей: крещенному,
С тобой по-мудреному
Возиться теперь мне не в пору;
Снеси-ка истому ты
В днепровские омуты,
На грешную Лысую гору.

Молчит - только ежится,
И все ей неможется,
Мне жалко ее, виноватую,
Как птицу подбитую,
Березу подрытую,
Над очастью, богом заклятую.
  • Анненков Ю. Николай Гумилёв / Анненков Ю. Дневник моих встреч. Цикл трагедий. — М.: Сов. композитор, 1992.
  • Бронгулеев В. В. Посредине странствия земного: Документальная повесть о жизни и творчестве Н.Гумилёва. Годы 1886—1913. — М.: Мысль, 1995.
  • Давидсон А. Б. Мир Николая Гумилёва, поэта, путешественника, воина. — М.: Русское слово, 2008
  • Жизнь Николая Гумилёва: Воспоминания современников. — СПб: Изд. Международного фонда истории науки, 1991.
  • Перченок В. Список расстрелянных. Фельдман Д. Дело Гумилёва // «Новый мир». — 1990. — № 4.
  • Петров М. В дополнение к «делу Н. С. Гумилёва» // «Новый мир» — 1990. — № 5.
  • Полушин В. Николай Гумилёв. — М.: Молодая гвардия, 2007.
  • «Самый непрочитанный поэт»… Заметки Анны Ахматовой о Николае Гумилёве // «Новый мир». — 1990. — № 5.
  • Ходасевич Вл. Гумилёв и Блок / Ходасевич Вл. Колеблемый треножник. — М.: Сов. писатель, 1991.
  •  http://ru.wikipedia.org/wiki
Ронсар, Вийон, Расин, Андре Шенье, Готье, Аполлинер, Рембо.

No comments:

Post a Comment