Приходит на память Pink Floyd -- The Wall
В чем не знаешь толку, чего не понимаешь, то брани: это общее правило посредственности.
В. Г. Белинский
Страшную, непрестанную борьбу ведет посредственность с теми, кто ее превосходит.
Бальзак
Ничто так не унижает человека, не делает его таким жалким, как тщеславие; оно ярчайшая примета посредственности.
Вовенарг
Расул Гамзатов Посредственность
ПОСРЕДСТВЕННОСТЬ
Я не люблю посредственность судьбы,
Хотя так много серости на свете
Спешит склонить услужливые лбы
В ту сторону, откуда дует ветер.
Бывает спор меж небом и землей -
И гром, и град, и молний пантомима…
И меж друзьями может грянуть бой,
Лишь серость, как всегда, невозмутима.
Посредственных чиновников толпа,
Как век назад толкается у трона.
И катится, как под гору арба,
Поклон подобострастный за поклоном.
Посредственных поэтов череда
Спешит гуськом на творческую спевку,
И Муза, умирая от стыда,
Выходит на панель продажной девкой.
Заполонила серость все кругом,
И от нее не скрыться, как ни странно.
Захлопнешь дверь, забьешь гвоздями дом -
Таращится она с телеэкрана.
Жужжит реклама, как веретено,
Назойлива, хотя всегда убога.
Она успешно выжила давно
С экранов наших Пушкина и Блока.
Посредственность без меры, без конца
Заполнила высокие трибуны.
И микрофоны, заглушив сердца,
Гремят сегодня громче горских бубнов.
Растерзана могучая страна,
Разъято ложью время и пространство…
И серость вновь от хаоса пьяна,
Напялила корону самозванства.
Оттачивает свой имперский клюв,
Поглядывая в зеркало кривое…
Посредственность, тебя я не люблю,
Но и вражды своей не удостою
Режиссер-постановщик Алексей Горовацкий.
Автор сценария Вадим Царев при участии Алексея Горовацкого.
Фильм 3-й. Петр Чаадаев (1794-1856).
Русский религиозный философ П.Я. Чаадаев, участник войны 1812 года, масон, член Северного общества декабристов. В своих "Философических письмах" высказал критическое отношение к русской истории, православию, самодержавию. За публикацию одного из писем был объявлен сумасшедшим.
Фильм 4-й. Николай Яковлевич Данилевский (1822-1885).
Русский публицист, ученый, социолог Н. Я. Данилевский получил блестящее образование. Участник и организатор многих географических экспедиций. В сочинении "Россия и Европа" выдвинул теорию "обособленных культурно-исторических типов" (цивилизаций), развивающихся подобно биологическим организмам. Был директором Никитского ботанического сада.
Фильм 6-й. Петр Алексеевич Кропоткин (1842-1921). Знатный князь, революционер-народник, теоретик анархизма, путешественник, мыслитель. 40 лет провел в эмиграции. В 1917 году вернулся в Россию, признал революцию, но отверг диктатуру пролетариата.
Фильм 7-й. Владимир Сергеевич Соловьев (1853-1900).
Русский религиозный философ мирового уровня, поэт, публицист. После защиты диссертации уехал в Египет. Академическая карьера его прервалась после того, как он произнес речь против смертной казни.
В эфире: 29 января, повтор - 30 января 2008 года.
Фильм 8-й. Василий Васильевич Розанов (1856-1919).
Самый литературно одаренный русский философ, печатался в противоположных по мировоззрению и политической позиции изданиях, чем вызывал упреки в беспринципности. Но, если внимательно вчитаться в его писания, он везде верен себе.
Фильм 10-й. Питирим Александрович Сорокин (1889-1968).
О крупнейшем американском социологе П.А. Сорокине. В февральскую революцию он был членом Временного правительства от партии эсеров, секретарем А.Ф. Керенского. В США с 1923 года. С 1930 года - профессор Гарварда. Считался одним из самых успешных ученых, но в последние годы жизни был окружен непониманием коллег.
Образ и действительность. О русских философах-мыслителях двадцатого столетия.
Нескучный сад. Вячеслав Иванович Иванов (1866-1949).
Поэт, мыслитель, теоретик символизма, переводчик, мистик. В его доме в Санкт-Петербурге (известном как «башня Вячеслава Иванова») устраивались так называемые «ивановские среды». Здесь собирались представители различных кругов творческой интеллигенции.
В стихиях зримого мира. Лев Николаевич Гумилев (1912-1992).
Побеждать не раня. Юрий Михайлович Лотман (1922–1993).
Филолог, историк литературы, культуролог, семиотик. Лотман проработал в литературоведении более сорока лет. Всем известны его комментарии к "Евгению Онегину", до последних дней он читал лекции в университете города Тарту. В последнем интервью Лотман сказал: "Разница позиций обеспечивает некоторый прорыв к истине. Поэтому надо уважать чужое мнение за то, что оно - чужое. Не нужно требовать, чтобы оно совпадало с моим, тогда оно мне абсолютно неинтересно. Обычный ход ограниченности: мне нужно чужое мнение, если оно подкрепит мое. Нет, мне нужен тот, кто со мною не соглашается..."
Не плакать, не смеяться, а понимать. Алексей Фёдорович Лосев (1893-1988).
Один из немногих настоящих русских философов, живших и выживших в революционной и советской России. Его долгая жизнь богата общением с лучшими российскими мыслителями (Бердяев, Шпет, Флоренский, Трубецкой), блестящими исследованиями античной и современной философии, фундаментальными книгами, цитаты из которых стали классическими, и приговорами судов, и лагерным опытом. "В любимом всегда имеется для любящего такая тайна, которая неисчерпаема. Любить – это и значит видеть в любимом тайну, которую другие, нелюбящие, не видят. Эти нелюбящие часто даже смеются над любящим, который, как в этих случаях думают, избрал для себя недостойный предмет любви. Но любящий непобедим, потому что он видит, а нелюбящие всегда победимы, потому что они ничего не видят в том, что для любящего является любимым".
Хронотоп. Михаил Михайлович Бахтин (1895—1975).
С точки зрения Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывает себя в романе – жанре, вбирающем в себя все другие жанры и делающем всякую жанровую (и идеологическую) односторонность невозможными. Хронотоп (от греч. hronos «время» и topos «место») оказывается антропологическим горизонтом, духовной перспективой, которые не позволяют человеку отчаяться в самых безвыходных и катастрофических ситуациях. "Несказанное ядро души может быть отражено только в зеркале абсолютного сочувствия".
Согласие противоречий. Дмитрий Сергеевич Мережковский (1866-1941).
Небесный лик. Павел Александрович Флоренский (1882-1937).
"Современному человечеству нужна христианская культура, не бутафория, а серьезная, действительно по Христу и действительно культура. Во всяком случае каждому требуется искренно определить себя, хочет ли он и считает ли возможно таковую. Если нет, то тогда незачем говорить о христианстве и сбивать себя и других туманными надеждами на несбыточное".
Серебряная ночь пророка. Даниил Леонидович Андреев (1906-1959).
Главный труд своей жизни - «Розу мира» - Даниил Андреев писал, отбывая срок во Владимирской тюрьме. «Годы жизни моей сочтены. Если рукопись будет утрачена, я восстановить ее не успею. Но если она дойдет хотя бы до нескольких человек… - идеи, заложенные в ней, не смогут не стать семенами, рождающими ростки в чужих сердцах».
Объединение сердец. Николай Константинович Рерих (1874-1947).
И пока у тебя нет этого,
ReplyDeleteВот этого: Умри и стань!
Ты только унылый гость
На тусклой земле.
- Гёте