Elena with Campanula
О Елене:
В Москве известная австрийская скрипачка Елена Денисова бывает нечасто, но каждый ее приезд на родину не случаен и связан с осуществлением очень интересных творческих задач и программ.
Когда-то желание профессионально реализовать себя привело ее в Австрию. В 1990 году (после окончания аспирантуры и победы в нескольких конкурсах) она покинула Россию, потому что осознала полную невозможность продолжать музыкальную деятельность в своей стране. В Австрии условия оказалась благоприятными для реализации ее творческих планов. Именно там она добилась признания и успеха как сольная исполнительница и как создатель крупных музыкальных проектов. В городе Клагенфурте (Нижняя Австрия), где находится знаменитое озеро Вёртерзее, на берегу которого создавали свои сочинения Брамс, Вольф, Малер, Берг и Веберн, она вместе с мужем, пианистом и дирижером Алексеем Корниенко, создала Австрийскую Ассоциацию Густава Малера.
На ее основе возник «Густав Малер ансамбль». А на самом озере проводится международный летний фестиваль. И это лишь часть обширной сферы деятельности Елены Денисовой. Она мыслит проектами, что очень актуально в наше время.
Одним из важнейших направлений ее музыкальной деятельности является исполнение премьер современных композиторов. Часто это происходит в форме культурного обмена: москвичей она знакомит с современной зарубежной музыкой, а в Австрии исполняет музыку своих соотечественников. В прошлом году, в рамках концертного цикла «Парад премьер в Историческом», Елена Денисова вместе с Государственным Камерным хором под управлением Владимира Контарева впервые исполнила Концертную кантату Антони Жирара “Von Seelengrund” для мужского хора, солирующей скрипки и струнного оркестра. Это сочинение
становящегося все более популярным французского композитора стало само по себе очень важным событием. В нем проявилось особое свойство натуры композитора – редко встречающееся в наше время душевное благородство и отзывчивость. В кантате Жирар не уходит от решения духовных проблем, осознавая, что именно они являются сущностью серьезного искусства. Для их воплощения он нашел оригинальные современные средства. Солирующий инструмент в кантате символизирует индивидуальное начало, яркие непосредственные эмоциональные состояния души. Их очень удачно передает исполнительница. Хор выступает как бесстрастный общезначимый противовес душевным порывам солиста. А камерный оркестр (на концерте его пришлось заменить клавиром), выполняет аккомпанирующую роль. Драматизм развития подчеркивается беспокойным блужданием по разным тональностям, и их отрицание воспринимается как символический отказ от чего-то ложного. Тема как будто ищет себя, проходя через разнообразные испытания, и, наконец, обретает эмоциональное разрешение и равновесие. Сочинение было очень тепло принято москвичами. Вместе с кантатой Жирара Елена Денисова привезла с собой и «кусочек Нижней Австрии» - музыку Фердинанда Вайса, Вольфгана Вагнера, а также эмигранта Павла Сингера.
Творческая натура Елены Денисовой постоянно требует расширения сферы деятельности. По приезде в Австрии она принялась осваивать европейскую музыку ХХ века, прежде всего композитров Нововенской школы, из которой самым близким для нее стал Альбан Берг. Елене удалось не только удачно вписаться в этот контекст, но обогащать и расширять его. Важной частью ее музыкальной жизни является активная «поисковая» работа, в результате которой к жизни возвращаются те национальные ценности, которые до сих пор оставались не востребованными и даже не известными.
В прошлом году она сделала ценный подарок знатокам. В результате своей «поисковой» работы она пополнила скрипичный репертуар записью Концерта для скрипки с оркестром Макса Регера (A dur, ор. 101) в обработке Рудольфа Колиша. Эта партитура была неизвестна до 1986 года, ее обнаружили среди наследия Колиша. История этой обработки связана с деятельностью «Общества закрытых музыкальных исполнений» Арнольда Шёнберга, в котором Регер был одним из самых исполняемых композиторов. Шёнберг и Колиш, заботясь о трудноисполнимых сочинениях Регера, делали их обработки. Известна их совместная обработка «Романтической сюиты» ор. 125, планировалась также обработка «Хиллер-Вариаций» ор. 100. Авторская версия Концерта была создана в 1907 году, а обработка сделана и исполнена в 1920 году.
Важной частью своего творческого задания, или, может быть, даже австрийской миссии, Лена считает некие музыкальные реконструкции, в которых оживает Австрия минувших эпох. Так, в этом году она совместно с Алексеем Корниенко записала компакт-диск «Wien um 1900». В него вошли Семь интермеццо для скрипки и фортепиано Роберта Фукса – композитора, которого высоко ценил Брамс, и у которого учились композиции Густав Малер, Эрих Вольфганг Корнгольд, Хуго Вольф, Рихард Штраус, Ян Сибелиус, Франц Шрекер, Франц Шмидт, Александр фон Цемлинский. Другим сочинением, записанным на компакт-диск, стала Серенада ля мажор Цемлинского. Это раннее сочинение, оно было написано в 1896 году.
Музыка этих авторов, последователей Брамса - последние отблески романтизма 19 века –– с «наследственным» ощущением музыкальной красоты и гармонии, с бережным отношением к традициям. Она будет интересна не только знатокам, но и любителям.
Увлекаясь австрийскими музыкальными темами и сюжетами, Елена, отдает дань своей родине. Так в 1996 году она познакомила австрийскую публику с музыкой Ивана Хандошкина (имени которого не было даже в словаре Брокхауза), записав компакт-диск с тремя его сольными сонатами. Его музыка была воспринята австрийцами с восторгом и удивлением.
Но, как и для любого настоящего профессионала, для Елены краеугольным камнем является, конечно, исполнение классики, так как оно позволяет любому музыканту постоянно «расти» и развиваться. Сейчас Елена много играет Баха. И надо сказать, что это очень достойное исполнение. Ее интерпретация Баха никогда не бывает отстраненно-совершенной, «музейной», она всегда живая, эмоциональная, полнокровная, иногда самозабвенная в выражении своих чувств. Бах у Лены современный и общительный. Она сама говорит, что в его музыке находит ответы на многие вопросы. В исполнении Елена понимает и подчеркивает особую баховскую религиозную чувственность и не боится контрастов и разнообразия. Ее диапазон состояний – от коленопреклоненного созерцания до веселого танца с его реальной физической энергетикой. В музыке Баха есть все, он всеобъемлющ. Все исполняемые темы у Денисовой упруги, кантилена по-настоящему красива. Ее исполнения всегда отличает техническая дисциплина и воля.
Елена очень яркая и самодостаточная солистка, и это она доказала своим исполнением сольных скрипичных партит Баха.
Составляя свои программы, Елена во всем пытается найти общий культурный знаменатель. Она всячески пытается отыскать баховские ростки и в музыке прошлого и в современности. Для записи на компакт-диск она придумала очень интересный музыкальный диалог– Сонаты и партиты для скрипки соло, в котором классические сочинения, прежде всего, Баха, сочетаются с современными. Этот проект призван подчеркнуть актуальность и
современность Баха и выявить определенные исторические параллели. На первом записанном диске в диалог с ре-минорной партитой Баха вступает Партита-завещание Михаила Коллонтая.
В 19 веке ей оказался близка музыка Йозефа Райнбергера – как она говорит «чувственная, возвышенная и духовная». Она участвовала в праздновании его 100-летнего юбилея и записала все его произведения для скрипки и органа. Его музыку можно рассматривать как проявление религиозного романтизма, что близко мировоззрению исполнительницы.
Скрипка и орган - любимое сочетание Денисовой. Ее приезд в Москву в этом году был связан с исполнением ее любимых, пока еще не записанных сочинений – сонат для скрипки и органа (цифрованного баса) И.-С.Баха. Были исполнены сонаты соль мажор и ми минор. Они прозвучали в воскресном концерте в Римско-католическом Кафедральном соборе в сопровождении И. и А. Майкапаров.
Елена – музыкант-универсал. Если исполнение Баха находится на одном полюсе ее художественной деятельности, то на другом – оригинальное соревнование с легендарным виртуозом-романтиком Яшей Хейфецом. (Хотя обозначенные полюса очень условны). Это рискованное предприятие увенчалось успехом: записанный ею в 1999 году компакт-диск с аранжировками Хейфеца на фирме Arte Nova получил «пять звездочек» - наивысшую оценку, и, конечно, вызвал еще больший интерес и симпатии к скрипачке у австрийской публики.
По характеру Лена очень энергичный и жизнерадостный человек – свою жизненную энергию она всегда переносит в свои интерпретации.
Многие современные композиции она записала на компакт-диски. Это сочинения Валерия Арзуманова, Франца Хуммеля, Боджевайна Буккинка, Николая Федорова, Йо Шпорка, Антони Жирара, Эберхарха Бёттхера, Хельмута Ноймана и других.
Ее творческая жизнь четко выстроена, продумана и очень многогранна. Исполнительница как будто живёт в трёх мирах одновременно – в настоящем (исполнение премьер – пропаганда творчества современных композиторов), черпает силы и вдохновение в вечном искусстве – классическом наследии, и в недавнем прошлом, которому она изо всех сил старается продлить жизнь.
Иванова И.
Elena Denisova
http://margarita-lifefantasy.blogspot.com/2016/10/4.html
No comments:
Post a Comment