
02/16/20 Солидность как форма шизофрении
О, как торжественно и с каким благоговением некие индивидуумы носят сами себя — как святую чашу, полную значительности! Лоб их морщится, плечи несут бремя важности, а голос звучит, как колокол в кафедральной тишине. Они важны, вечно озабочены, солидны. Они — печальники века, святые серьезности. И вот именно эта святая, толстокожая, непроницаемая серьезность, раздутая до предела, начинает в какой-то миг тихо поскрипывать, как слишком надутый воздушный шарик… А потом — хлоп! — и вот уже комизм глядит из-под надменной брови, как чертёнок из коробки.
Смейтесь же, мои серьезные! Смейтесь, пока ещё не поздно. Серьезность, что не знает самосмеха, превращается в фарс — в маску, дающую трещину на солнце человеческой глупости.
Coronavirus к оптимистам не пристанет. Будем оптимистами!
01/22/20
Развилка, или Искушение налево
Я стою, как персонаж притчи или плохого сна, перед развилкой. Табличек нет, только древний архетип дразнит воображение: пойдёшь направо — потеряешь себя, пойдёшь налево — найдёшь, но, быть может, в совсем иной редакции.
Направо — гладко, сухо, выстлано плиткой из здравого смысла и старых шаблонов. Там светло, вежливо, стерильно. Люди улыбаются банковскими улыбками. Всё знакомо до судорог, как давно выученный маршрут от дома до супермаркета. Там я — предсказуема, как утренний кофе. И там абсолютно безопастно.
А вот налево… ах, налево! Там — густые тени, шорохи новизны, запах влажной неизвестности. Там всё чуть не так, чуть боком, чуть странно. Там возможен провал — и именно это будоражит. Там зудит возможность счастья, странного, как некоторые сны, и прекрасного, как детский страх. Там за каждым углом прячется то, чего я не знаю — и, значит, могу полюбить.
«Налево» — это риск с привкусом адреналина, это интонация, которую не подделаешь. Это не дорога — это прыжок. Но и сожаление, если не прыгнуть, будет потом сидеть в углу души, как старая кошка, которая уже не мяукает, но всё помнит.
Парадокс в том, что «право» кажется разумным, но лишает шанса на чудо. А «лево» пугает, потому что будит что-то древнее и живое. Страх — это просто охранник у двери перемен.
Так что же, мой дорогой мыслительный механизм? Куда скрипнём — по старому следу или в лес, где сверчки, фобии и, быть может, свобода?
Хм.
01/21/20
Музыка тишины
Самая красивая музыка не знает нот и не требует маэстро. Она разлита в воздухе, как дыхание времени, доступная тем, кто умеет молчать.
Это — шум косохлёстного дождя, словно выписанного по диагонали дрожащей рукой неба. Это океан, что вдыхает и выдыхает века, раз за разом, лениво, без напряжения, как старый бог, уставший от мольбы. Это потрескивание дров в печи, где каждое искрящееся "щёлк" — словно короткий роман, завершившийся хрустальным концом.
А ещё — тишина. О, это драгоценное, вымирающее животное. Сегодня её почти нет — разве что между двумя вздохами, между двумя репликами, если повезёт. Она — не отсутствие звука, нет, она — его очищение. Она — пауза, в которой наконец можно услышать себя, а не толпу внутри головы.
Когда-то, возможно, тишина была привычной гостьей. Люди умели сидеть и молчать не потому, что нечего сказать, а потому что всё было сказано листьями, дождём, котом на подоконнике. А теперь — всё пищит, вибрирует, всплывает, требует внимания. Мир стал ярмаркой, кричаще-блестящей и до омерзения бодрой. Даже тишину мы теперь имитируем — в треках под названием "Lo-fi silence" и "White noise for focus."
Но настоящая тишина — живая, хрупкая, немного пугающая — не терпит фальши. Она приходит, когда ты вдруг перестаёшь быть героем собственного сериала. Когда замолкают внутренние дикторы. Когда остаёшься не один, но одинок — и от этого свободен.
Иногда хочется слушать как падает снег, или ночную тишину дома, в которой слышно, как старые стены вспоминают прошлое. Я бы отдала симфонию за хруст мороза под шагами, за каплю, что стекает по стеклу в марте.
Тишина — это музыка тех, кто умеет слушать не ушами, а чем-то глубже. Возможно, душой. Если она, конечно, ещё не заглушена.
01/20/20
1995: Год, когда началось завтра
1995-й не кричал. Он не пришёл на танке, не стучался в окна революцией, не заливался кровью на баррикадах. Он вошёл, как вирус — тихо, электронно, почти невинно. С новыми звуками: модемным визгом, щелчком мыши, и чем-то ещё, чему тогда даже не придумали названия.
Когда-то люди изобрели колесо — и научились ездить. Изобрели пар — и начали мчаться. Печатный станок дал возможность кричать во весь мир. Лампочка — удлинила день. Всё это расширяло человеческие возможности, но не трогало его глубинную суть. Homo sapiens оставался тем же: боящимся, ищущим, любящим, воюющим, мечтающим.
А вот после 1995 года — началось нечто другое.
Мир зашел в интернет. Сначала — как в воду: осторожно, ступнями. Потом — с головой. Теперь мы живём там. Не параллельно, не временно, а постоянно. Мир вне интернета стал чем-то вторичным, тенью на стене пещеры Платона. Мы проверяем реальность через экраны: было ли это событие, если его не было в ленте?
Информация стала не просто доступной — она стала хищной. Она больше не ждёт, когда её найдут в библиотеке. Она сама лезет в глаза, в уши, в мозг. И это не та информация, что Пифагор нашептывал ученикам под звёздами. Это калейдоскоп из тревог, криков, глупостей и гениальности, высыпанный в голову утром.
Человек стал цифровым существом, но организм его по-прежнему биологичен. Отсюда — шизофрения эпохи: тело ещё просит сна, а сознание скроллит. Душа ищет смысла, а находит заголовки. Мы как будто взлетели слишком быстро — а крылья, знаете ли, бумажные.
Но, пожалуй, самое странное — это ощущение, что всё это происходит впервые. Не было у древних аналогов «цифровой идентичности». Не было у ренессансных гениев дилеммы: удалить ли телеграм перед постом, или просто отключить уведомления? Мы — первые подопытные. Первая цивилизация, у которой истина конкурирует с алгоритмом, а внимание — стало валютой.
Можно строить гипотезы: одичаем? эволюционируем? растворимся в метавселенной, забыв, что у нас есть кожа и глаза, а не только аватар? Возможно. А возможно, будем жить, как живём: тревожно, быстро, вечно обновляя.
Только бы не забыть, что реальность — это не только контент. Это запах кожи любимого, тёплый хлеб, облака в окне. И да, тишина — та самая, которую больше всего боится век после 1995-го.
01/18/20
A peaceful mind generates power.
01/16/20 Бесконечность
Я не должна быть понята.
Я должна быть прожита
Бесконечность — моё число
Бесконечность — моё число. Я всегда чувствовала: меня невозможно измерить. Ни временем, ни километрами, ни количеством прожитых жизней. Я не делюсь на месяцы, не складываюсь в категории, не округляюсь до «нормы».
Я — как та единица, что делится на ноль и улыбается безумию.
В дневниках я не ставлю даты — только знаки ∞. И не потому что хочу казаться загадочной, а потому что каждая минута — это не отрезок, а спираль. Она не ведёт вперёд — она ведёт вглубь.
Люди говорят: «жизнь одна». Смешно. Разве вы не умирали в себе по сотне раз? Не рождались утром другим, забыв ночного? Я живу сразу во всех своих версиях — вчерашнем, завтрашнем, мнимом, невозможном. В каждом взгляде я вижу тысячу отражений. В каждом слове — отголосок вечности.
Моё любимое состояние — незавершённость. Потому что она обещает. Потому что в ней — дыхание будущего, которое никогда не приходит полностью. Я влюблёна в недосказанность, в открытые финалы, в «ещё не всё». Конец — для других. Мой жанр — продолжение.
Бесконечность — моё число. Я не выбирала его. Оно выбрало меня в тот момент, когда я впервые посмотрела на небо и поняла, что звёзды просто горят.
01/15/20
Пустота
Некоторые творят пустыню — не ту, где поют ветры и звездная пыль шепчет древние имена, а иную: сыпучую, пепельную, мертвенную. Земля у них потрескалась не от солнца, а от смысла, вытекшего, как вода из разбитого кувшина. Там нет ни злака, ни вздоха живого. Смех — вымученный, как спазм; разговоры — глухие, шелестящие, всё о купле, да продаже, да цене на тугую иллюзию счастья. Эмоции у них — желчного цвета: злость, зависть, тревожный холод под рёбрами, да презрение, обёрнутое в сарказм. Они обустроили себе вакуум и, глядя в пустоту, называют её жизнью.
01/14/20
Мир человека — крошечная вселенная, кокон сознанья, выстланный обрывками поступков, блестками смысла, клочками эмоций, будто бы небрежно забытых на подоконнике сна. У иных он устроен как скворечник — тесно, полезно, уныло. У иных — как анфилада зеркал, в которых отражаются только они сами, до бесконечной тошноты.
А моя вселенная — прихотливее, изломаннее. Она — и мои картины, где цвета шепчут не то, что изображено, а то, что скрыто; и мои мысли — капризные, как кошки, всегда ускользающие от последнего слова. Она — мои истории, прикидывающиеся правдой, хотя в них от истины — лишь пыльца с крыльев мотылька. Мои мистификации — игрушки для разума, лакомства для скуки. И мой сад — не просто клочок земли, а тщательно вылепленная аллюзия, где каждый лепесток — как отголосок былого вздоха, а сорняк растёт с таким же достоинством, как роза.
Я живу не в мире, а в стилистически оформленном мифе о себе. И, быть может, в этом — единственный способ не раствориться в сером мареве чужих, пыльных вселенных.
01/06/20
Волшебство существует,
его только нужно уметь видеть.
Волшебство — не трюк, не фокус, не вспышка. Оно прячется в складке занавески, в затянувшемся взгляде, в чуть дрожащей запятой между "ещё" и "никогда". Оно существует — капризное, как солнечный зайчик на старой стене, — нужно лишь уметь смотреть, а лучше — щуриться, как в детстве, сквозь ресницы, чтобы снова видеть свет, а не лампу.
01/05/20
Мы
Сегодня люди знают слишком много и чувствуют слишком мало.
Мы умеем быстро находить информацию, но с трудом находим себя.
Читаем о любви, но боимся близости.
Разбираемся в психологии, но не умеем быть искренними.
Говорим правильные слова, но не проживаем их.
Всё вроде бы понятно — и при этом пусто.
Мир перегружен фактами, но обесточен душой.
И кажется, мы стали умнее, но не мудрее.
1/23/20
О доброте и несправедливости.
Я не моралист, ни в коем случае. Я человек, который думает, слушает и читает, смеется и ошибается.
Любое действие, в глазах различных людей определяется или оценивается по-разному. Т.е. оценка одного и того же действия человека или, скажем, государства - вещь сугубо субъективная. Т.е. та, которую мы сами рисуем в своей голове.
Пример: есть два человека. Один, скажем: беспринципный подхалим, зависливый, «подставляющий» своих коллег, хам с подчиненными и заднецолиз с начальством. Он легко и свободно проходит фильтровку на следую ступеньку карьерной лестницы. Другой высококлассный спец, которому «западло» так поступать (смотрите выше), отодвигается постепенно на второй, третий и т.д. планы. Субъективная оценка начальства и самого «Хама»: «хам» – хорош. А с точки зрения «задвинутого» спеца: ситуация несправедлива. "Хам"оказался сильнее.
А сила всегда побеждает!, не зависимо от мнения большинства или меньшинства, и наших жизненных иллюзий. Сила побеждает, даже если она носитель ложной идеи. Ведь для какой-то части человечества, эта ложная идея является правдой.
Справедливость искать глупо. У каждого справедливость своя, опять-таки субъективная. "Хам" не думает о себе, что он для кого-то может оказаться отрицательным героем.
Еще один пример: Россия воюет с Украиной. Гибнут люди. С точки зрения Украинцев, Россия-враг, а с точки зрения некоторых российских граждан — это совершенно оправдано: Россия расширяет границы.
Как быть? Как жить в такой действительности, где негодяи побеждают и сильный убивает слабого. Кто выпишет лекарство от слабости, от социальной зависимости, от несправедливости.
Лекарство: Доброта должна быть сильной. Ну это понятно, это довольно заезженная правда. Вопрос как ей, этой доброте стать сильной?
Ответ первый: Спокойствие ума генерирует силу. Нервные потуги, осуждение кого-то или чего-то, вызывает реакцию зла. Если эмоция зла порождает цепную реакцию зла, а ненависть цепную реакцию ненависти, то кто-то должен быть сильнее, практичнее, мудрее и прекратить такую цепную реакцию.
Ответ второй: уничтожьте свои иллюзии. Мир не может быть таким, каким мы хотим его видеть. Такая иллюзия вызывает внутренний конфликт и отнимает силу.
Ответ третий: учитесь! Невежество – это слабость.
Ответ четвертый: В мире нет ничего постоянного. Все меняется, хотите Вы этого или нет. Примите перемены, не сопротивляйтесь. Помните правило первое.
Ответ пятый (добавьте еще, подсказки нужны): относитесь к жизни, себе и людям с юмором. Пишите Ваши ответы, если они у вас есть!
Мой друг умер, борясь с мировым несовершенством. Он был интеллектуал, правило четвертое он выполнил сполна. Но он не умел жить в мире, населенном хамами, негодяями, подхалимами. Ему не хватило сил, и он ушел. Для меня эта тема, как обнаженный электрический шнур. Неосторожно коснёшься и уйдешь. Проблема, не в том, что уйдешь, а в том, что останутся дети, друзья, мир с такими же проблемами. И еще хорошие добрые люди, которые с ними не смогли справится.
Конечно волшебство существует,что его надо уметь распознать, с этим я целиком согласен,но если ты не готов с ним встретиться ,если его не ждёшь,можешь и проглядеть своё маленькое открытие.
ReplyDeleteКонечно волшебство существует,согласен что его надо уметь распознать,но если ты не ждёшь его и не готов к нему,своё маленькое открытие можно и просмотреть.
ReplyDeleteНу что же, Вы правы! Это как счастье, оно вот рядом, а его не замечают!
DeleteИз моего колодца черпаю горстями:
ReplyDeleteСегодня, сейчас делюсь Радугой в Небе
Алмазами Падающимх звезд,
Туманами в заповедных лугах.....
Теперь это все ваше....
-------------------------
Очень хорошо Маргарита!!!!
Пиши, пиши, пиши.....
Можно говорить что угодно ,ведь оппонент далеко,возникает ощущение вседозволенности, а за ним,как следствие - безответственность.Диалог глаза в глаза более естественный, правдивее и ответственный. Компьютер отнимает часть положительных качеств человека ,усиливает нашу природную тягу ко лжи,лени,пустому время провождению.Мы стали более циничными,эгоистичными и одинокими. Но нас спасёт,как ты правильно заметила,Маргарита музыка " Самая красивая музыка - это дыхание океана, шум косохлёстного дождя, потрескивание дров в печи и тишина. Как мало в мире нынче тишины." И не просто тишина,а живая тишина,не терпящая пустоты.Я не думаю что твоя маленькая вселенная,Маргарита,может вступить в противоречие с твоей живой тишиной.Я прочитал твои зимние абсурдбизмы и настроение улучшилось - зима не худший эпизод нашей жизни.
ReplyDeleteСпасибо дорогой! Рада, что улыбнулся!
Delete