An English, Ukrainian (українською) and Russian (на русском) speaking blog

Translate

Saturday, June 20, 2020

Когнити́вный диссона́нс или проблемы образования

Большинство родителей совершают несколько серьезных ошибок в воспитании своих чад: они не "удобряют" почву любознательности (отстань, я устал, мне некогда); "засевают", за частую, семенами не тех знаний (почему по математике двойка? Кому нужна твоя литература!); закапывают талант и удивляются, когда вместо богатого урожая мудрости, собирают несколько чахлых ростков, побитых жизненными неудачами. 

Есть натуры, у которых толчок к развитию идет изнутри, а не извне. Обыкновенно, таких видно, с детства. Им нужны папа и мама для поддержки жизнедеятельности, иногда еще и для любви,но так, чтобы не особенно навязчиво любили. Они не требуют ежесекундного внимания взрослых, а занимают сами себя. Им не нужны внешние стимулы, точнее, они их пропускают через свой собственный интеллектуальный фильтр. Обычно они становятся людьми я с ярко выраженной индивидуальностью, обычно, но не всегда. Плохо, если у таких детей родители «знают как надо», и начнут давить своими «знаниями» малыша, хотя сами страдают огромным количеством комплексов и не меньшим количеством психологических зависимостей. Вот живут такие папа и мама, на жизнь постоянно жалуются: проблемы с начальником, и друзья не такие, как хотелось бы, и денег маловато, и работу терпеть не могут, но учительствуют во всю. Иногда я спрашиваю таких, нравится ли тебе твоя жизнь, счастлив ли ты? Мои vis-;-vis задумываются, и ответ обычно отрицательный либо с большими оговорками. Зачем же ты мил человек, навязываешь свои идеалы ребенку?

Есть и другие дети. Этим нужно постоянное внимание и ободрение. Они требуют любви и заботы. Они зависимы. С этими и проще, и сложнее. Проще, поскольку, если найти к ним подход, то они будут соглашаться с вашими ценностями или ценностями других, они будут послушны. С ними легче. А сложнее, потому, что их нужно научить думать самостоятельно. И принимать решения независимо. А если не научать, они станут массой. Массой быть проще. Массовая культура, массовое мышление, … Притушенная яркость, скромное незаметное существование. 
Насколько человек состоялся как личность, становится заметно годам к 40, я думаю.
 Оглянитесь и посмотрите: 
1. Сколько вы знаете хороших специалистов в своем деле, не важно каком. Профессионалов «от Бога». Докторов, музыкантов, полицейских, инженеров…? 
2. Какой процент их этих специалистов живут в мире с собой и с окружением, т.е. какой процент, среди них, людей самодостаточных? 
3. Хорошая ли у них семья? И есть ли она? И если есть, какая по счету? 
4. Счастливы ли они? (Для многих значение «счастья» несколько преувеличено, перефразирую: довольны ли они своей жизнью?) 

Для родителей-иммигрантов существует только две профессии, на которые направлены все родительские усилия: профессия доктора и адвоката. Это иммигрантское клише для 99% русскоязычных, индийцев, китайцев. По-моему, на территории бывшего Союза те же тенденции. И довод один - зарплата. Им, этим родителям, совершенно не важно каким профессионалом станет этот бедный ребенок. У родителей для него есть план, заметьте, родительский план, и желание ребенка здесь роли не играет. Ну вот и лечитесь у врачей, которые терпеть не могут свою работу, а значит специалисты из них «аховые», защищайтесь у адвокатов, которым наплевать на вас и окружающих. 

Родители «вымещают» свои желания на детях. А всего то, нужно им дать возможность выбора. Дать возможность поучиться музыке, балету, гимнастике, шахматам, танцам… Именно дать возможность, а не проектировать свои желания на ребенка и не заставлять учиться из-под палки, чтобы похвастаться перед подругами и знакомыми успехами своего ребенка в музыке, чтении… Оставьте детей в покое!!! Вам не удалось выучится игре на пианино,... А он вам не должен! Он не должен учиться играть на пианино. 

Слушайте своего ребенка, узнавайте его. И не слушайте сказки о том, что все дети талантливы -не все. И не все удачливы. И цели, и задачи у всех разные. Постарайтесь их увидеть раньше, чем насиловать свое дитя не нужным ему футболом или хоккеем. 

Вот еще задачка. Родители заставляют читать своих детей, хотя сами книги берут в руки редко. У Вас, родители, нет времени!? А на что Вы его тратите? Зарабатываете? Работаете? А ребенка воспитывает кто? 

Читайте с детьми! Разговаривайте с ними! А если ребенок не любит художественную литературу, а любит, скажем, научную? Мы читаем научную с одним, а художественные, и книги по высшей нервной системе с другим! 

5 comments:

  1. Помню вот такую забавную ситуацию, перекликающуюся с темой. Как то навещали с дядей из Москвы его друга в Коннектикуте. Благополучная еврейская семья, с двумя пацанами, лет 20 и 25. Отец пацанов с гордостью говорит: вот младший на сертифицированного бухгалтера учится. Я (пишущий эти строки) к бухгалтерии испытываю такой личный неприязнь, что кушать не могу. И я искренне спрашиваю: а 20-ти летнему парню, спортивному, красивому и подающему надежды это нравится самому? Т.е. изучать Бухгалтерию. Его отец даже не понял вопроса: он посмотрел на меня и сказал: там же на старт 100К дают. Дядя, отдаю ему должное, расхохотался и сказал мне: ему (отцу) такая хрень даже в голову не может прийти. :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. *И скучно и грустно...*. И что с этим 20 приключилось? Продолжение будет?

      Delete
  2. Продолжение достаточно предсказуемое. Мальчик выучился, стал сертифицированным бухгалтером, пошел работать на биржу, сделав маму и папу счастливыми. Ответа на вопрос нравится это ему или нет я, к сожалению, не получил. :)

    ReplyDelete
    Replies
    1. Хотелось бы надеяться, что парню повезло!

      Delete
  3. Согласна со всем

    ReplyDelete