Монолог «Старого» из будущего.
Послушайте... ну сколько же можно.
Я помню, как всё начиналось.
Не с войн.
Не с эпидемий.
Даже не с отключения сетей.
Сначала распались семьи.
А потом всё остальное.
Вы сейчас рождаетесь из пробирки, а раньше... раньше нас растили люди.
В комнатах.
С голосами.
С запахами кухни, где жарилась картошка, и ссор, что висели в воздухе, как дым.
Это была жизнь. Она была несовершенной, но была.
Первые трещины пошли, когда перестали говорить.
Нет, не молчать — именно говорить. Слушать. Стараться понять. Вместо этого начали оценивать. Не поступки — людей. Вместо "мне больно, когда ты так поступаешь" стали говорить "ты урод, ты всегда был уродом". Потому что проще уничтожить человека, чем признать свою ранимость. Бачили очі, що купували — говорили тогда. Знали, кого выбирали. Только забывали, что человек не предмет. Он меняется. И требует терпения.
Потом пришло неуважение. Сарказм.
Слова как иглы, острые и меткие. Смех, которым прикрывали страх и злость. И уже не хотелось возвращаться домой — потому что дома было поле боя. Близкий стал чужим, врагом. А на войне — никакой нежности.
Потом тишина.
Нет, не уютная, не как снег за окном. А звенящая, глухая. Silent treatment. Она разъедала мозг. Потому что ты всё ещё рядом, но тебя будто уже нет. И чем больше молчали — тем выше росли стены.
А потом — гордыня, отсутствие компромисса.
Последняя стадия. Когда никто не хотел уступить. Потому что думали, что если уступишь — проиграешь. А на самом деле проигрывали оба. И так разваливались семьи.
По одной.
По миллиону.
Их не отнимали танки.
Не сжигали ракеты.
Их убивали слова.
И молчание.
Мир просто начал распадаться изнутри.
С сердца.
С кухни.
С кровати.
Теперь у вас нет семей.
Нет криков, нет поцелуев, нет разбитой посуды, нет примирений на рассвете.
Есть только процедуры, контракты, стерильные ячейки.
Вы спрашиваете — что мы потеряли?
Я отвечаю: всё.
А начиналось это…
С простого...
Послушайте, ну сколько же можно?
Прощение
Не умею не прощать. Совсем никуда не годится.
Не умею завидовать.
Если Вы хотите взять, сначала дайте.
Все твои слова лишние (сказала не я).
Идея и служение
Не уверена, что человек, который беззаветно служит какой-либо идее достоин уважения.
Италия
Италия – мировая эстетика.
Советы.
Вы когда-нибудь замечали — быть может, скользнув взглядом, не задержав мысли, — что тот, кто с лёгкой, почти вальяжной грацией раздаёт советы направо и налево, подобно старьевщику, разбрасывающему дешёвые безделушки на ярмарке, сам в совете не нуждается и, что любопытнее всего, нуждаться не может?
В его мире всё расставлено по полочкам, подписано каллиграфическим почерком и смахнуто от пыли: ни сомнений, ни колебаний, ни чернильных клякс в картотеке сознания.
Он — архитектор чужих маршрутов, не ведающий лабиринта собственного.
Классическая музыка.
Ошибочно считала, что классическая музыка способна облагородить человека. Оказалось, далеко не каждого.
Губерман
Мне моя брезгливость дорога,
мной руководящая давно:
даже чтобы плюнуть во врага,
я не набираю в рот говна.
Йога
Мастера йоги говорят, что для улучшения функции мозга неплохо бы постоянно менять виды деятельность. В этом случае, в мозгу образуются новые нервосвязи, которые обостряют … (Ну у каждого эти связи обостряют что-то свое.) Например, одним утром можно позаниматься Ишой, другим Кундалини… Музыка, поэзия, живопись, путешествия …..
От
Наполеона до...
ну, список, как водится,
открыт. У каждого завоевателя — своя
личная рекламная кампания. Свой слоган
для пушечного мяса. Своя история,
рассказанная на манер священного
писания, только вместо пророков —
генералы, вместо ангелов — дроны.
Наполеон?
Шёл освобождать русских крестьян —
белых рабов в сермягах. Так объяснял
свои походы — себе, солдатам, Парижу.
До сих пор одни французы считают его
палачом, другие — спасителем. Память
у истории, как у рыбки — три секунды.
Главное — кто рассказывает.
Джугашвили
и компания мечтали натянуть красный
флаг на весь земной шар, а под ним — сеть
лагерей, фабрики по переплавке людей в
идеологический алюминий. Меньше мнений
— больше производительности. Меньше
лиц — больше лицевой отчетности. Их
идея свободы — клетка, в которую ты сам
заходишь и учишься улыбаться.
Теперь
Путин. Защищает русскоязычных. Всех.
Даже тех, кто бежал от его защиты, сверкая
пятками и хватая детей за руку. Спасает
от свободы, от выбора, от чужих мыслей.
Строит стену, чтобы его правда не вытекала
наружу.
Общее
у них одно: завоеватели не кормят. Не
любят сытого человека. У сытого появляются
вопросы. А голодный — он удобный. Его
легко направить. На фронт. На врага. На
соседа. Он злой, потому что пустой.
И
да — дорога в Ад, как всегда, аккуратно
вымощена лозунгами. "Освобождение",
"равенство", "защита", "духовные
скрепы". По этой дороге уже шли. И
продолжают идти. Шаг влево — дезертир.
Шаг вправо — предатель. Прямо — в
вечность.
Путинские курьезы от Непонимайки.
В журнале “Bloomberg” http://www.bloomberg.com/ на прошлой неделе напечатали довольно крупное интервью с «господином» Путиным В.В. На вопрос собирается ли он захватить Балтийские страны (можно ли такой вопрос задать без оснований?), ВВ ответил отрицательно. Его мотивация была в лучших предвоенных традициях 30 годов прошлого века. Перевожу почти дословно. «Что за безумие. Я недавно летел 9 часов от Москвы до Владивостока. Зачем мне нужны новые территории?...».
У меня тут же возник вопрос: «А зачем Вам, «господин» Путин: Украина, Кавказ, Пиднестровье и т.д.?» Или Вы считаете их старыми территориями? В таком случае, Вы бы выдали сразу списочек "новых" и "остальных" территорий. Народ бы беспокоился соответственно. Нда.
Дмитрий Быков удивил.
Сегодня прочла запись лекции Быкова «Русский эмигрант как психологический тип». http://www.limonow.de/myfavorites/DB_100.html#2016.08.11
Быков удивил. Нет, не стилем — с этим у него всегда порядок. Удивил тем, что сказал. И… сперва — удивление. Потом — разочарование. А после — странная, глухая досада. Та самая, что появляется, когда человек не пустой вдруг начинает нести чушь.
Меня всегда забавляла, а порой и бесила наивная самоуверенность западных авторов, решивших писать об Украине — не побывав в ней или проведя в Киеве пару дней на гастролях. Они обобщают, выдумывают, лепят свои представления из чужих стереотипов, как из жвачки под партой. Получаются карикатуры — то смешные, то жалкие, то до обидного глупые.
Но когда туда же — туда, в этот же риторический сугроб — заносит Быкова, человека, которого ты читаешь, слушаешь… Вот это — по-настоящему неприятно. Потому что он-то должен понимать.
Он — свой. Или был. Или казался.
Бессмысленно рассуждать о жизни эмигранта, если ты им не был. Если не знаешь, как это — просыпаться без языка, без друзей, без почвы под ногами, без страны, которую у тебя сперва отняли, а потом начали обвинять, что ты её бросил. Это не сюжет, это — шрам.
Довлатов мог говорить — потому что чувствовал. Солженицын — потому что прожил. А Быков? Быков, оказывается, тоже может. Только вместо опыта — томик классики и архив старых фильмов. Вместо боли — литературная игра. Вместо памяти — образы. Привлекательные, точные, умные. Но всё равно — образы.
И да, типы есть.
Я встречала таких, как он описывает. Но тип — это только один из углов. Срез. Фигура в свете лампы. Удобно наблюдать, удобно комментировать. Но искажённо. И не по-настоящему.
Больше всего в таких текстах чувствуется не знание, а недостаток. Чего-то важного, чего-то, что нельзя прочитать — только прожить. Часто так говорят люди, у которых внутри — дыра. Нехватка. Пустота, которую надо чем-то заполнить.
Так чего же Вам не хватает, Дмитрий Львович?
Прочитал Вашу "короткую заметку" и хотел бы Вам посоветовать всерьёз заняться литературой. Всех благ! АВ.
ReplyDeleteMolodets,
ReplyDeletechudesnii blog,GOOD FOR YOU!
BEST,
PYOTR