An English, Ukrainian (українською) and Russian (на русском) speaking blog

Translate

Saturday, August 12, 2017

Odessa's Cats, Privoz (Одеский Привоз), Город, Жители

Одесса для меня будет навсегда связана с запахом земляники!
Земляника… На Привозе над фруктовыми рядами пахло земляникой. Тем детским запахом мамы, счастья и уюта. Я была не садиковским ребенком, но моя молоденькая мама рвалась к людям, рвалась на службу и меня периодически пытались отдавали в эти мерзкие детские заведения, в которых всеми путями пытались уничтожить детскую индивидуальность. Самыми популярными словами были слова с приставками не- «нельзя, «не трогай», «не кричи», «не пой» и т.д. Но мои родители, вероятно, надеялись, что я, как и большинство детей, смерюсь с общественными детскими инквизиторскими заведениями, которыми управляли мрачные, мало получающие, плохо образованные, несчастливые воспитательницы и ненавидящие детей няньки. Были конечно и исключения, но на то они и исключения. Попадались такие исключенияони редко. Попытки продолжались до тех пор, пока мой детский врач, Циля Борисовна, не предупредила моих родителей о том, что следующее, неважно какое по счету, заболевание меня убьет. Я болела долго и со вкусом, с высокой температурой, бредом и т.д. И победила! Меня таки забрали из садиков навсегда. Болеть я тут же перестала и позже пользовалась этим умением болеть по желанию, только когда школа или университет мне надоедали и нужен был отдых. Но такие случаи были редкосными.

Итак, одно из этих детских заведений находилось в соседнем дворе и мама, чувствуя за собой вину, бегала рано утром на базар и приносила мне блюдце земляники к детсадовскому забору часам к 11. Я проявляла стойкость, и завидя маму от забора отходила и делала вид, что ее не вижу и все у меня замечательно, но гордости на долго не хватало и земляника такая душистая, такая восхитительная светилась чистотой и солнечностью, а мамины глаза были настолько виноваты, что я сдавалась. Хмуро проглотив пару ягод, я приходила в замечательное настроение. Но ягоды быстро заканчивалась, няньки и воспитательницы журили маму, и она расстроенная уходила домой, а я, почти ревущая, возвращалась к запаху подгоревшей каши и детям, которых я заранее не любила. Из садика меня вскоре забрали. И отдали только на несколько месяцев перед школой. Но тогда я уже научилась «макиавеллизму» и чувствовала себя вполне готовой к оборонной борьбе. Кстати бороться за свою индивидуальность мне не пришлось, с преподавателями мне почти всегда везло.
Да вот почему я об этом вспомнила. … На Привозе над фруктовыми рядами пахло земляникой.
Я не особенно приветствую фразы: «А вот раньше было лучше или (выберете любой синоним) или вот сейчас «Привоз», Одесса, Киев уже не те! Ну конечно же не те!!! Все течет все изменяется! И это замечательно на мой взгляд. Конечно жаль, что одесский язык за последние лет 20 почти утратил свою оригинальность. Но что поделаешь, новое поколение говорит на другом языке, так всегда было и так всегда будет. А смесь полублатного говорка с украинским, идишем, греческим,  молдаванским  и даже искаженным английским (одесский порт строили англичане) постепенно уходит в небытие и остается лишь в одесских книгах, одну из которых мне подарили моя любимая одесситка Ольга.
Остановились мы в отеле «Александровский», на против «Книжки» (книжного рынка) в паре кварталов от «Привоза» и конечно же побежали сразу на базар. Кстати на самой «Книжке» книжных уголков только 2, а в остальном малюсенькие ресторанчики и магазинчики типа Монреальских «депанеров» - всего понемногу. На «Привозе», как и сто лет (уточню 110) есть все. Изменились цены и архитектура. А продавцы (посмотрите сами!) не напоминают ли вам эти огромные женщины правнучек тех прославленных одесских биндюжников, обладающих, по легендам, невероятной силой и терпением. И язык, этих заметных во всех отношениях «дам», тот же, что и 110 лет назад.  Поснимать внутри нового закрытого «Привоза» мне почти не удалось. После нескольких щелчков аппарата громовой голос одной из местных «Теть Сар» прорычал: «Охрана». Перед нами выскочил мужичек щупленький побитый «всеми ветрами неудач» и пропитый (не знаю, право, что пьют подобные личности) и заявил, что снимать на «Привозе» запрещено. Спорить я не стала и давать «на опохмел» тоже и перебралась на открытый «Привоз».
А на «Привозе» над фруктовыми рядами пахло земляникой. Которую я покупала, с удовольствием, каждый день.
Потрясли рыбные ряды, можно вполне поспорить с базаром в Токио (смотрите здесь: http://margarita-lifefantasy.blogspot.com/2017/02/11.html
Правда сырую рыбу в Одессе не едят, но вот вяленную, любой копчености, солености - сколько угодно. Кстати «Привоз» чист. Одесса хотя и немного «потерта» и даже «лоснится» по окраинам, в центре сверкает чистотой, как идеально вычищенная медная рында. И рестораны в Одессе замечательные. Мы заходили и в знаменитый «Компот» на Дерибасовской, ели в грузинском, в двух шагах от «Александровской», в узбекском недалеко от «Привоза» и еще и еще. Везде потрясающе вкусно!!! Даю вполне заслуженное (на мой взгляд) второе место, после города Киева, городу Одессе по вкусности и хорошему сервису с одесским юморком!

Одесские дворики:





ОБСЕ раньше объяснялось как "Одна баба сказала", не знаю что такое обозначает буква "Е". Есть ли другая расшифровка? Признайтесь, если знаете. 
Живописно, не правда ли?

Дворики (продолжение).










А вот это часть "умытой" Одессы.






А это немного "потертой"

В одесском порту есть вот такой странный памятник. Назову его "Рождение Будды из яйца вечности". Фото порта выставлю немного позже. 
В одном из кафе вот такие замечательные светильники. In one of the cafes there are such wonderful lamps.

Ночные бабочки на Дерибасовской.







На «Привозе», как и сто лет (уточню 110) есть все. Изменились цены и архитектура. А продавцы (посмотрите сами!) не напоминают ли вам эти огромные женщины правнучек тех прославленных одесских биндюжников, обладающих, по легендам, невероятной силой и терпением.





Сегодняшние «тети Сони и дяди Мони». 

 Odessa and odessians






Обратите внимание на этого молотобойца у колоннады Воронцовского дворца!
На потемкинской лестнице:

 Ice cream make life better even in Ukraine


 Cooking experience

Odessa's Cats




А вот объявления и знаки! Историю заборных надписей в Одессе почитайте в нете. Занимательное чтиво!  А это сегодняшние. 



10 comments:

  1. Лестницы в Одессе- это целая тема. У деда во дворе была классная лестница, с обзорной площадкой, на мансарду, мы с мамой как-то спали на этой площадке, когда дом переполнился родственниками-над головой южное звездчатое небо, кто-то постоянно стрекотал, если мне не приснилось, то видели даже скорпиончика. В центре Одессы, в дореволюционных домах- лестницы узорчатые, чугунные- просто произведения искусства. У дяди дома, около морпорта, уличная лестница поднимаясь от портовой улочки вверх, практически заходила в окно комнаты и никого это не смущало. Из гастрономии. Бабушка ездила на привоз в выходной день очень рано, уезжала часов в 5-ть, а в 7 утра она уже звонила в калитку: сливочное масло, молоденькая картошечка, синенькие, кукуруза. Дед обеспечивал стол собственным гречишным медом. С мамой мы как-то наткнулись на очередь, не на самом Привозе, а ближе к центр. улочкам, из огромной деревянной бочки продавали квадраты брынзы в рассоле, завернутой в какую-то прозрачную бумагу. Никогда не ела более вкусной брынзы.

    ReplyDelete
    Replies
    1. Написала чудесно, прекрасные воспоминания! Спасибо!!!!

      Delete
    2. Рит, а ты обратила внимание, что в Одессе много разнообразных интересных лестниц?) А до 9-10 станции Большого Фонтана добралась? Мои родственники жили в дачном районе, райском месте, необыкновенном доме с физгармонией. Кстати, Светка Кадо, наша кубинская однокашница, жила, если не путаю, на 8 ст. БФ.

      Delete

  2. Спасибо двойное!

    Мои родители из Одессы.
    Даже ещё цел доходный дом,которым владели родители отца, а молочная ферма, естественно, не сохранилась Кстати, в соседнем доме на Дальницкой жили Гилельсы, Рыжий Эмка и его сестра скрипачка Лиза.,она училасть играть на маминой скрипке, потому что мама не проявила больших способностей.

    Удач вам всяческих!

    ReplyDelete
  3. Спасибо, Риточка ЗА Одессу. Теперь я знаю, где Вы родились. Между прочим, как ни странно, не увидел ни одной надписи на украинском языке.
    Всех Вам благ. АВ

    ReplyDelete
    Replies
    1. Ха-ха. Нет,я родилась в другом Городе, а в Одессе была раза 4-5, но люблю этот город. Он добрый и смешной, грубоватый и трогательный.

      Delete
  4. в Одессе был,был случайно,часов 6-8 - не принимал Днепропетровск,и московский рейс приземлился в Одессе.Этих часов ,при всём моём желании, на знакомство с таким исключительным городом никогда не хватило-бы,тем более, озабочен был поиском билетов на поезд.Ожидал,что одесситы будут шутить и улыбаться чаще ,чем в других городах,не случилось, сбыться моим ожиданием.Видно между мифом и реальностью разница всё-таки есть.Но почему то мне мифы нравятся. Пусть станут реальными герои Катаева,Ильфа и Петрова,Михаила Жванецкого.Пусть Одесса станет такой ,какой мы её любим - беззаботной,весёлой и гостеприимной.Спасибо,Маргарита,что провела меня по легендарной Одессе,показала то что я не успел увидеть за свои,случайные 6-8 часов.

    ReplyDelete
  5. Дорогая Рита!
    Всегда с интересом читаю Ваш блог. Отмечаю, что его качество заметно повысилось. Тесное общение со словом, с художественным словом, дает замечательные результаты. Самое главное – становится все интереснее и грамотнее в стилистическом и творческом смысле. С этим Вас и поздравляю. Думаю, что обилие разных впечатлений, множество событий просто требуют какого-то более солидного обобщения, постепенного перехода к сюжетным рассказам, маленьким новеллам, к эссе. Наверное, это было бы весьма интересно. Постепенно, короткие путевые заметки, которые, сами по себе, очень живописно у Вас получаются, требуют более солидных обобщений.
    Примите это не как какое-то менторское поучение, а просто, как совет человека, искренне к Вам расположенного. Просто, как совет и не более того.
    Впрочем, не мне Вас поучать. У Вас замечательно получаются путевые зарисовки по всем странам. Явно преобладают гастрономические сюжеты. Они Вам прекрасно удаются. Я большой поклонник Ваших фотографий, они удачно исполнены и похожи на натюрморты. Этим можно деньги зарабатывать. Иногда кажется, что «пищевых» тем многовато, иногда они не вполне сбалансированы с размышлениями и личными наблюдениями. А это ведь самое интересное. Я помню Ваше маленькое эссе о брате, оно сделано на мастерском уровне.
    Однако, хватит комплиментов, по-моему, их количество уже зашкаливает. Я пишу только для того, чтобы пожелать Вам удачи и еще раз удачи.
    Искренне А.Б.

    ReplyDelete