An English, Ukrainian (українською) and Russian (на русском) speaking blog

Translate

Sunday, July 2, 2023

Камбоджа / Cambodia, Siem Reap - загадочный рай цивилизации кхмеров.

Instagram: kaymargarita
                  galleryofparadoxes
 
Ангкор-Ват

Помните старый сериал Steven(а) Spielberg(а) «Индиана Джонс»? В Камбоджи у меня было стойкое впечатление, что я следую дорогами легендарного Доктора Уо́лтона. Поражающие необычностью силуэты храмов, частично или полностью поглощенные джунглями; остовы древних построек то там, то здесь выглядывающих из тропических зарослей; десятки улыбающихся каменных лиц древнего кхмерского императора; дороги и тропинки ведущие к древним храмам через густые заросли папоротников, лиан, пальм, тропических цветов, цепляющихся за одежду, поглаживающих лицо; болота с зарослями лотоса; ступени ведущие в небеса — это древний Ангкор, столица когда-то огромной кхмерской империи.
Старинные храмы Ангкора, не менее феноменальны, чем храмы и подземные лабиринты гробниц Египта; колизей, бани, мозаики, скульптуры древнего Рима; загадочные пирамиды и игровые поля Майя в Мексике или удивительные гигантские Гео́глифы На́ска в Перу. 
Ангкор-Ват, самый крупный храмовый комплекс в Камбодже, площадью 162,6 га, и 65 м высотой башен (12 век, заметьте!). Книга рекордов Гиннеса считает его самым большим религиозным сооружением в мире. Этот храм "смотрит" на Запад, в отличие от других храмов, которые ориентируются на Восток. Запад в понятии буддистов ассоциируется со смертью, а восток - с жизнью. В современной истории такая интерпретация кажется несколько странной. Мы приехали в храм к рассвету. Солнце еще не встало, народу почти не было и была полная иллюзия внеземного присутствия.


Ангкор-Ват был построен по приказу кхмерского короля Сурьявармана II в начале 12 века в Яшодхарапуре/Ангкоре (сейчас), столице кхмерской империи. Строили храм около 28 лет. В храме никто никогда не жил. Он использовался исключительно для религиозных целей. Дорога от входной башни до храма обрамлена парапетами, украшенными скульптурами семиглавых змей-нагов. Нага - украшает не только храмовые комплексы, но и вход в древний город Ангкор. Рядом с храмом есть буддийский монастырь и кладбище.

Страна живет в основном за счет производства одежды их хлопки и шелка и туризма. Уровень туризма до сих пор не вернулся к уровню «до эпидемии». Нам показывали фото, на которых стоят длиннейшие очереди на 36С жаре, чтобы попасть в Ангкор-Ват. Мы везде проходили без малейшей задержки и все всегда подстраивались под наше расписание. 

Рассказывают, что первыми поселились здесь индийские торговцы. Ангкор был транзитным пунктом между Индией и Китаем. Религия в империи - смесь индуизма и китайского Буддизма.

Храмовые танцовщицы, вечно юные, полногрудые апсары. Культура классического камбоджийского танца — апсара, восходит к 7 веку. Кстати современные апсары полногрудостью не отличаются. Интересный феномен.

После падения древней Кхмерской Империи, храм стал буддистским и с тех пор постоянно поддерживался буддистами, в отличие от других храмов Ангкора. Это территория современного буддистского монастыря. В нем много послушников-детей, в основном из бедных семей. Одним из них был один из самых кровавых диктаторов в современной истории Пол Пот.

Кладбище на территории современного монастыря. 



После падения древней Кхмерской Империи, храм стал буддистским и с тех пор постоянно поддерживался буддистами, в отличие от других храмов Ангкора.

В детстве, в каком то журнале, я впервые увидела храм Та Пром (Ta Prohm), увитый корнями гигантской смоковницы - душительницы,  корнями дерева баньян и сейбы. Баньян - святое дерево индуизма из-за его способности жить веками. Индусы уверены, что оно - убежище Бога. А сейба является национальным символом Гандураса и многие гондурасцы свято верят, что это дерево растет только у них в стране. Приблизительно так, как многие россияне верят, что белоствольные березки принадлежат исключительно их стране. А еще сейба была священным деревом древних майя, это дерево для них было символом вселенной. Про фиговый листок, прикрывающий причинные места Адама и Евы прописано в библии.

Правда названия и символичность деревьев я узнала значительно позже. Но это не мешало мне, девчонке, увидеть в этих вросших в камни корнях и непривычных для глаза постройках, особый романтический флер. А осознание того, что три вида святых деревьев, окутывает древний Ta Prohm удивляло и подпихивало все мои любознательные места и местечки так, что мне пришлось спланировать путешествие в Камбоджу. Была еще одна причина. Немного странная. Время от времени я люблю погружаться в медитативное состояние. В основном, погружение происходит в одиночку, но иногда собирается группа практикующих буддистов или энтузиастов йоги и мы отправлялись во всякие необычные миры. Однажды, собралась довольно многочисленная компания, но как оказалось в послемедитативном обсуждении, пятеро из нас были в одном и том же месте, в одно и то же время. Мы видели друг друга, но в разных обличьях. Я была храмовой танцовщицей апсарой, как не странно это звучит. В медитации я танцевала в темном, пустом каменном зале, освященном только свечой. Танец был настолько упоительный, что мне совершенно не хотелось его заканчивать. Остановилась я, увидев монаха, движущегося плавно, вдоль коридора с колоннадой. Монах прошел мимо, как будто на заметив меня, но я поняла, что я нарушила какой то ритуал, и упала на каменный пол без сил. Меня подняли, вывели во внутренний двор и усадили на теплый камень храмовых ступеней. Я гладила теплую каменную поверхность, ощущала влажность воздуха. Было пасмурно и тихо. И я вышла из медитации. И только сейчас я нашла место, где я когда-то танцевала, камень который я гладила. Удивительно, но после такого странного открытия, я как будто завершила один из циклов своей жизни. Я нашла то, что давно казалось утерянным.
И путешествие в королевство состоялось! И, пожалуй, стало самой насыщенной и необыкновенной частью большой одиссеи по южной Азии.
Та Пром (Ta Prohm) - «предок Брахма»
В этом храме природа играет двойную роль. Она разрушитель с одной стороны и утешитель с другой. Она врастает в каменные постройки, расщепляет камень, а затем "утешает" расщелины, покрывая их мягким мхом. На мой взгляд, женский дуализм в этом храме проявляется во всем. Король Джаяварман VII выстроил этот храм в честь своей матери. Храм еще называют Раджавихара («монастырь царя»). Ta Prohm начали строить 1186 году.






Корни деревьев, ставшие частью архитектурного памятника; башни близнецы; темные проходы; двери ведущие в никуда; надписи и барельефы на стенах; навечно застывшие в камне апсары; четыре малых двора с галереями и колоннами. Возможно, в этих дворах исполнялись ритуальные танцы. Мы бродили по полуразрушенному храму одни. В одном из дворов я начала танцевать, тело двигалось независимо от меня, я повторяла давно забытые движения, а наш гид совершенно потрясенный, сложил руки в буддийском приветствии и стал кланяется и произносить какие то молитвы.


Ангелина Джоли влюбилась в Камбоджу, когда снималась в роли Лары Крофт в фильме «Расхитительница гробниц». Местные жители ее обожают.

Корни напоминают щупальцы осьминога. 




 Храм Та Пром (Ta Prohm). Сохранилась надпись на санскрите на каменных стенах и табличках храма, которая дает подробную информацию о храме. Для обслуживания храма требовалось более 79 тыс человек, в том числе 18 великих священников, 2 740 чиновников, 2 202 помощника и 615 танцоров. Среди имущества, принадлежавшего храму, был набор золотой посуды весом более 500 килограммов, 35 бриллиантов, 40 620 жемчужин, 4 540 драгоценных камней, 876 покрывал из Китая, 512 шелковых кроватей и 523 зонтика. Историки предполагают что цифры были несколько преувеличены, чтобы прославить короля. Представьте каково было богатство Ангкор-Вата, который был во много раз больше. (Источник: туристический сайт Камбоджи).

На сегодня, пожалуй, все. Немного позже о розовом женском храме, многоликом храме,  FCC  и городе.

6 comments:

  1. Incredible photos. Those of the trees enveloping the temples are truly spectacular. Safe travels and happy 4th

    ReplyDelete
  2. Замечательный экскурс в Камбоджу. Спасибо!

    ReplyDelete
  3. Загадочная красота Азии.

    ReplyDelete
  4. Beautiful,you are very lucky,especially since there are not too many tourists.

    ReplyDelete
  5. Интересной информации так много, что не успеваешь всё воспринимать.

    А тут еще совершенно блестящие фотографии, которые не успеваешь рассмотреть.

    Это необычайно интересно и требует серьезного обобщения – путешествие Женщины по Миру.

    Удачи, удачи Вам и вдохновения!

    А.Б.

    ReplyDelete