12/29/19 Цивилизация — та самая дама, которая обладает двумя лицами. Одно из них, увы, принадлежит не Музе, а торговке: алчной, резкой, с руками, испачканными в денежной грязи и нефти. Это лицо строит города и одновременно рушит человека, точнее — его тончайшие, почти музыкальные структуры. Материальное делается мерилом бытия, и в этой погоне за количественным человек теряет самое главное — способность быть качественно живым. Душа, увы, становится чем-то вроде старого чемодана: хранит пыль прошлого, но не годится ни для чего настоящего.
Но есть и другое лицо — ах, оно прекрасно! Оно, как перламутр на внутренней стороне раковины, светится культурой. Не той, что с глянцевых обложек и не той, что суетливо кричит в углу телевизора, нет. Я говорю о той культуре, которая не кричит, а дышит. О той, что прячется в строках Вергилия, в мазках Тернера, в паузах между нотами у Шуберта. Это лицо цивилизации требует умения — умения видеть, слушать, чувствовать, не прожигать жизнь, а проживать её, как читают стихи любимого поэта на языке, давно ставшем внутренним органом.
И если научиться — нет, не так, если позволить себе научиться — вслушиваться в эту тихую, но неистовую музыку, то каждое прикосновение к подлинному становится вспышкой, микровзрывом радости. Не крикливой, не туристической — нет, этой радости не продашь на сувенирной лавке. Это радость, которую стыдно объяснять словами.
Масскультура? Увольте. Это другое. Это из другого лексикона, из другой анатомии. Это — шум, не музыка. Это — жвачка, не вкус. О ней говорить — всё равно что пытаться описать запах настоящей сирени, находясь в синтетическом магазине освежителей воздуха.
12/28/19 Живые мертвецы.
Порой случайное столкновение с некоторыми существами — назовём их так, ибо «люди» звучит чересчур лестно — вызывает странное, липкое чувство, будто ладонью коснулся чуждой, враждебной материи. Всё внутри — и плоть, и чувства — застывает в немой судороге. Слова, мучительно ворочаясь в недрах сознания, выползают наружу, как слизняки, и с неохотой складываются в нечто, отдалённо напоминающее фразы. Беседа — если можно так назвать это мучительное пыхтение — вязнет в нищете смысла. А лицо, твоё собственное, предательски искажается, становясь пародией, карикатурой, кривым зеркалом того, кем ты был до встречи. И тогда, как тина, поднимается раздражение, оставляя после себя тяжёлый осадок мерзостного настроения
12/27/19
«Люди были созданы для того, чтобы их любили, а вещи — чтобы ими пользовались» — сказал Далай-лама.
Прекрасно сказано.
Почти афористично.
Почти… ложь.
Вопрос, который хрустит под этой фразой, как кость под каблуком: а когда, собственно, это было?
Где тот загадочный хронологический оазис, в котором человек любил человека просто так, как солнце любит раскрытые окна?
Где тот дивный век, в котором душа не ценилась по принципу «год выпуска — пробег — наличие опций»?
Где был тот сказочный доиндустриальный Эдем, в котором человек не продавал, не использовал, не конвертировал ближнего своего во что-то полезное, выгодное, приятное?
Видимо, в чьей-то мечтательной гипотезе. В слепке желания, а не воспоминания.
На протяжении веков люди поклонялись вещам, идолам, амулетам, реликвиям, золотым быкам, воображаемым тронам. Они рубили леса ради пианино, убивали друг друга ради узорчатых тряпиц, возводили империи из кирпичей и костей.
Люди — по сути — всегда умели любить: но не столько друг друга, сколько представление о себе в глазах другого. В этом, быть может, и кроется вечная подмена: мы любим не человека, а отражение своего голода в его глазах.
А вещи — ах, вещи! — они, по крайней мере, не лгут. Они честно выполняют свою функцию.
Мир в хаосе не потому, что всё перевёрнуто. А потому, что так было всегда. Просто теперь зеркала стали чище — и нам не нравится то, что мы в них видим.
12/24/19
Сегодня наткнулась на статью о том, как снимать стресс у собак и кошек в течение праздничных дней. Удивительно! По статистике около 74% американцев дошли до состояния, при котором они не могут избавиться от стресса. Смотрите: «Mental health statistics». Ну поскольку не могут у себя, помогаю другим. Железная логика!
12-18-19
Ответственный человек – свободный человек. Беспечный - безответственный раб.
Формула: "Если порядок в голове, порядок будет и снаружи" — звучит стройно и даже утешающе, как поговорка на магнитике для холодильника. Но всегда ли она верна?
Ах, этот восхитительный миф о внутреннем порядке, способном упорядочить внешний мир, словно бытие — это послушная мебель, готовая сама собой встать по углам, стоит только прибраться в голове.
Конечно, приятно думать, что ум, отлаженный, как часы с кукушкой, способен распространять своё тиканье на хаос за окном: на соседей, на новости, на текущий кран и текущую жизнь. Что стоит лишь отполировать мысли, как вокруг всё засияет, от застиранных занавесок до человеческих судеб.
Но — увы! — мир не кабинет, и мысли — не метла.
Можно быть безупречно организованным внутри и всё равно жить среди бардака: политического, бытового, межличностного.
Можно быть философом в пробке, поэтом среди криков на рынке.
Истинная формула сложнее: внутренний порядок может помочь не утонуть в хаосе, но он не отменяет сам хаос. Он лишь — компас. Лодка. Иногда — парашют. Но не власть над стихией.
А иногда, наоборот — в хаосе вокруг рождается кристальная ясность внутри. Как будто жизнь, рассеиваясь, концентрирует свет в самом центре существа.
Так что, нет — не всегда. Но иногда. И уже ради этого — стоит попытаться.
12-17-19 Искусство ДЗЕН
Когда вы в мире с собой — и не путать это с ленью, апатией или самодовольством — мир вдруг начинает подыгрывать. Не потому, что он добр или внемлет вашим пожеланиям, а потому, что вы наконец перестаёте драться с его течением.
Мысли текут, не сталкиваясь лбом с гранитом обстоятельств, а огибая их — мягко, почти вальсируя, как ручей вокруг камня.
Это не капитуляция. Это — искусство. Искусство не насиловать ситуацию, не пытаться вытянуть росток из земли, дёргая его за стебель. Всё происходит — и вы позволяете происходить.
Здесь, в этой мнимой пассивности, скрыта подлинная сила: как у луча света, который не кричит, но освещает, не ломает, но пробуждает.
Это и есть дзен. Не восточная экзотика, не анекдот о монахе и чайной чашке, а тихое, внутренне уравновешенное «да», сказанное жизни.
Дзен — это когда вы не просите у мира благосклонности, а сами становитесь чем-то, с чем хочется сотрудничать. Как будто внутри вас завёлся настройщик, и теперь всё вокруг звучит в унисон.
И в этой согласованности возникает сила — не та, что крушит, а та, что творит. Сила, которая не требует усилия. Сила, рождающаяся из ясности. В этой ясности вы вдруг замечаете, что давно уже идёте не против ветра, а рядом с ним. Что даже небо, кажется, чуть больше голубеет.
Такой дзен нельзя "достичь", как не достичь тишины криком. Но если однажды почувствуете его — узнаете по лёгкости дыхания и отсутствию нужды что-либо доказывать.
12-09-19
"Разницы нет никакой между Правдой и Ложью,
Если, конечно, и ту и другую раздеть."
В. Высоцкий
У каждого человека — своё представление о правде, своё уникальное восприятие происходящего.
Помню, как однажды на занятии по психологии преподаватель рассказал нам короткую историю и предложил проанализировать характеры семи персонажей. Нужно было описать их мотивы, поступки и дать каждому моральную оценку.
В группе нас было около десяти человек. Казалось бы, все мы слышали один и тот же рассказ, одно и то же изложение фактов. Но когда пришло время обсуждать, произошло нечто удивительное: у каждого оказалось своё видение.
Одни оправдывали героев, другие — осуждали. Кто-то видел в поступке благородство, кто-то — трусость, кто-то — манипуляцию. Картина рассыпалась на десять разных зеркал.
И тогда, впервые по-настоящему, я задумался: как вообще возможно договориться с кем-либо, если у каждого — своя правда?
Где находится та точка соприкосновения, если реальность для всех — чуть разная, как если бы каждый смотрел на мир сквозь собственный фильтр?
Правда, как оказалось, субъективна. Она — про взгляд, про контекст, про внутренние рамы, в которые человек вставляет факты.
Истина же — если она вообще существует — это нечто иное. Она как свет: невидима напрямую, но проявляется через то, как освещает предметы.
Истина — вне человека, правда — внутри. Правда может быть яркой, эмоциональной, но всё же она лишь отражение, а не источник.
Так, может быть, путь к пониманию — не в том, чтобы настаивать на своей правде, а в том, чтобы признать множество точек зрения и искать не «правильное», а согласованное?
Истина, возможно, не в утверждении, а в процессе — в стремлении услышать, а не только быть услышанным.
Земную жизнь пройдя до половины,
Я очутился в сумрачном лесу,..
Данте Алигьери
Earthly life having gone halfway
I found myself in a gloomy forest ...
Dante Alighieri
"Когда, где был мир, где человека любили?" Может быть когда бог создал Адама и Еву,а закончилась ,когда они ощутили блага цивилизации?
ReplyDeleteЯ не знаю. Когда то, в молодости, в детстве был мир любви и ощущение счастья были острее. Со временем, приходит чувство одиночества. Друзья постепенно уходят в никуда, остается семья. Если в семье любовь есть, значит мы все-таки рождены, чтобы быть любимыми, а если все уходит в выяснение отношений или в подкормке эго одного за счет другого, то любви и там не найти. Удел такой семьи - обманутые надежды, неврозы, ненависть. Скучно! Цивилизация несет культуру. А культура - умение созерцать.
ReplyDeleteИ всё таки цивилизация растворяет личность.Если бы я ничего не знал об окружающем мире я бы мог его услышать и понять.
DeleteСмотря какую личность. Харизмитичные, оптимистичные, гениальные, удачливые всплывают.
Delete"Харизмитичные, оптимистичные, гениальные, удачливые всплывают.Возможно,более ближе к этому тезису слова известных философов,которые с одной стороны подтверждают твою точку зрения,Маргарита ,но не отрицают и мою,как говорится, сойдёмся на золотой середине - «Чем больше я знаю, тем больше я понимаю, что ничего не знаю» и «Я знаю только то, что ничего не знаю, но другие не знают и этого».
DeleteЯ мог бы написать ,что это гениально, превосходно, не ординарно, и ещё написать много превосходностей, но я скажу просто - это для тех у кого есть душа, кто живёт а не существует, у кого каждый новый день не повторение вчерашнего а новое открытие, это для тех кто умеет удивляться. Удивляй ,Маргарита!
ReplyDelete